Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Мнение «Про бизнес» 21 марта 2017

«Ожидания не оправдались» — что беспокоит бизнес в процедуре ликвидации

Фото с сайта kerberworld.ru
Фото с сайта kerberworld.ru

Мы продолжаем обсуждать меры по сокращению бюрократических процедур и проверок, которые сегодня ждет бизнес-сообщество. Одна из известных проблем — длительный срок ликвидации юридических лиц/ИП. В том числе для ее решения недавно был подписан Декрет № 2. Проанализировав документ, наши эксперты отметили важную вещь: новая норма об аудиторской проверке вместо проверки налоговой инспекции не оправдала ожиданий. Так считают Екатерина Желтонога, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «ВЕРДИКТ» и Михаил Кирилюк, адвокат, партнер компании «МК-консалтинг». Вот их комментарии.

— Основная проблема при ликвидации юрлиц и ИП в Беларуси — длительные сроки процедуры. Минимум 4 месяца, а в среднем — 6 и более. Это объясняется единственной причиной — налоговые органы не успевают проводить проверки в связи с ликвидацией компаний.

Екатерина Желтонога Управляющий партнер адвокатского бюро «ВЕРДИКТ»
Екатерина Желтонога
Адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «ВЕРДИКТ»
Михаил Кирилюк Адвокат, партнер компании «МК-консалт»
Михаил Кирилюк
Адвокат, партнер компании «МК-консалтинг»

Напомним, что в 2011 была введена революционная норма о том, что в рамках ликвидации контролирующие органы обязаны провести проверку в течение 30 дней. При этом конструкция нормы была такой, что отсутствие, например, налоговой проверки не препятствовало исключению субъекта из ЕГР.

Но положение законодательства «кто не успел, тот опоздал» просуществовало недолго.

Уже в 2013 году законодательство было изменено. Контролирующим органам было предоставлено право фактически продлевать срок, в течение которого они вправе провести проверку, до 6 месяцев.

Сегодня налоговой достаточно сообщить регистрирующему органу, что компания, которая начала процедуру ликвидации, не предоставила документы, необходимые для проведения проверки. Регистрирующий орган достоверность этой информации не проверяет. Но и не исключает из ЕГР юрлицо, даже если налоговый орган сам не истребовал такие документы или они на самом деле были предоставлены, просто не хватило времени на их проверку.

Не вместо, а вместе

Введение нормы об аудиторской проверке вместо проверки налоговой, о которой говорится в Декрете № 2, вызвала преждевременный восторг. Внимательно изучив документ, можно увидеть — аудиторская проверка может проводиться не только вместо налоговой (а также иных обязательных проверок), но и вместе с ней!

По новым правилам Положения о ликвидации, справки или сведения предоставляются налоговыми, таможенными органами, «Белгосстрахом», органами ФСЗН на основании:

  • Имеющейся в этих органах (организации) информации о деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо
  • По результатам проверки, проведенной этими органами (организацией), и (или)
  • На основании аудиторского заключения и отчета (в случае заключения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) соответствующего договора на эти услуги

Во-первых, обратим внимание, что теперь справки могут предоставляться контролирующими органами в принципе без проведения проверки, на основании информации, которая у них имеется.

Во-вторых, аудиторское заключение и отчет не носят обязательный характер для контролирующих органов.

Таким образом, компания рискует тем, что, заключив договор с аудиторской организацией, оплатив дорогостоящие аудиторские услуги и даже получив положительное аудиторское заключение, все равно будет назначена проверка налоговой или иного контролирующего органа.

При этом сроки, в течение которых, например, налоговый орган должен рассмотреть аудиторское заключение и отчет, в Положении о ликвидации отсутствуют.

О том, какой будет практика применения новой нормы, остается только догадываться. Но что-то подсказывает, что замена налоговой проверки аудиторской будет большим исключением из правила.

Более того, в п. 9. Положения о ликвидации прямо указано, что контролирующие органы имеют право провести проверку даже после получения аудиторского заключения. Есть мнение, что эта норма не получит широкого применения.

Фото с сайта mfc.mk.ua
Фото с сайта mfc.mk.ua

Отметим также, что подлежат ликвидации коммерческие организации, не осуществлявшие предпринимательскую деятельность в течение 24 месяцев подряд.  Ранее этот срок был 12 месяцев, при условии, что в налоговый орган не были отправлены сообщения, почему компания не ведет бизнес.

Какие изменения в процедуре ликвидации мы можем отметить:

  • Объявление о ликвидации публикуется самим регистрирующим органом в журнале «Юстиция Беларуси». При этом оплата за публикацию предоставляется регистрирующему органу в момент подачи заявления о ликвидации
  • Субъекты, которые не могут завершить ликвидацию из-за отсутствия печати, свидетельства о госрегистрации, а также субъекты, зарегистрированные после 1 января 2003 и не сдавшие на хранение документы в архив, но успешно прошедшие все проверки, по истечении 3 лет со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) исключаются из ЕГР юрлиц и индивидуальных предпринимателей.

Выводы

Введение нормы об аудиторской проверке, результат которой будет применяться или не применяться по решению контролирующих органов, создает основания для злоупотреблений.

Предполагаем, что замена акта проверки на аудиторское заключение и отчет будет скорее исключением, чем правилом.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.