Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,24 USD 3,2421 -0,0122
  • 3,46 EUR 3,464 -0,0054
  • 3,5 100 RUB 3,4968 +0,0123
  • 10 CNY 4,451 -0,0265
Мнение «Про бизнес» 18 апреля 2017

За кулисами Делового форума–2017. Колонка Виталия Волянюка

На прошлой неделе состоялось крупнейшее событие «Про бизнес.» — Деловой форум-2017 «Под знаком непредсказуемости» с участием автора «Черного лебедя» и «Антихрупкости» Нассима Николаса Талеба. Расскажу, что нас как организаторов побуждает делать такие бизнес-события в Минске, и поделюсь некоторыми мыслями и выводами по итогам форума.

Бизнесу в маленькой стране нужно выходить на международный уровень

Мы — небольшая страна и маленькая в мировых масштабах экономика. В большие страны — США, Китай, Россию, Бразилию и др. инвестиции, технологии, сильные люди придут независимо от того, какой там бизнес-климат, инфраструктура и насколько хорошо местное население говорит по-английски. Потому что емкий рынок, большой пирог.

Небольшой стране, нужно сильно постараться, чтобы сюда приезжали/здесь оставались инвесторы и сильные профессионалы. Чтобы быть интересной этому миру — в котором огромное количество опций помимо Беларуси.

Опыт Израиля, Сингапура, Финляндии показывает, что преуспеть маленькие, не наделенные богатыми ресурсами страны, могут, если создадут у себя нужную экосистему, будут открыты миру и максимально ориентированы на создание продуктов и сервисов для международного рынка.

В начале этого года во время поездки в Израиль я услышал такой рассказ. Израильский е-commerce напоминает е-сommerce Москвы начала 2000-х. Тоскливый дизайн страничек интернет-магазинов, мелкие фото низкого качества, доставка товара до двух недель (в маленьком-то Израиле). И такая ситуация во многих сферах, ориентированных на внутренний рынок. Все потому, что умные и амбициозные израильтяне стремятся работать на большие внешние рынки: США, Европу, Китай.

Это, конечно, гротескный пример. Хороший сервис на внутреннем рынке, считаю, тоже важен. Но речь о другом: если ты живешь в маленькой стране, голова должна быть повернута прежде всего во внешний мир.

Бизнесу в маленькой стране нужны международные амбиции.

Вот как минимум три причины для этого:

  1. Малая емкость внутреннего рынка задает низкий потолок для многих белорусских компаний. А в условиях постоянных девальваций и внутренних кризисов этот потолок еще и может обрушиться на голову.
  2. Амбициозные проекты позволяют привлекать и удерживать сильных людей. На рынке с низким потолком сильным людям в какой-то момент становится неинтересно. А если еще собственники бизнеса ставят целью «выжить в этом году», «удержать позиции» вместо роста и развития, то становится просто скучно. Без серьезных масштабов и вызовов, без адреналина сильные люди начинают перемещаться в другие компании, сферы, страны.
  3. Понятие внутреннего рынка становится все более условным. «Окопаться в своей деревне» уже не получится, в какой бы индустрии мы ни работали. Заведения белорусской кухни сегодня конкурируют за деньги покупателей с международными фаст-фуд сетями, службы такси — с Uber, бизнес-школы — с Coursera, крупнейшие интернет-порталы Беларуси — с Facebook и Google и т.д.

В медиа-сфере, в которой работает «Про бизнес.», переход из эпохи Гутенберга в эпоху Цукерберга принципиально изменил дистрибуцию контента. Она стала мгновенной и практически бесплатной. Сегодня мы конкурируем за время белорусских читателей с огромным количеством иностранных ресурсов. Это создает и большие риски, и большие возможности (мы можем конкурировать и за аудиторию других стран).

Фото: yugopolis.ru
Фото: yugopolis.ru

Уже очевидно, что благодаря 3D-принтерам или другим технологиям дистрибуция будет кардинально меняться и в мире «осязаемых» товаров. Границы между локальными рынками начинают растворяться.

Что из этого следует?

Поделюсь нашей собственной, пока еще очень скромной историей. Мы запускали «Про бизнес.» в 2014 году как локальный проект на локальный рынок. Но за последнее время пришли к таким выводам:

  • Нужно всей командой учить английский язык, чтобы понимать мировой контекст, а не только локальный. Понимать, что происходит вовне и какие есть возможности.
  • Нужно повышать собственную планку, выходить на проекты международного уровня. Это важно и для нас самих и — мы в это верим — для нашей аудитории. Если наши собственные попытки вдохновят кого-то в белорусских компаниях шире посмотреть на мир, повысить свою планку амбиций, значит все не зря (как выразился на форуме Дмитрий Дичковский, когда мы начинаем шире смотреть на мир, уязвимость уходит).
  • Нужно пробовать то, что кажется трудным и неизвестным. Нельзя, не попробовав, наработать опыт и продвинуться вперед. Понять, чего ты реально стоишь сегодня, и на чем фокусироваться, чтобы расти завтра.

Деловой форум-2017 стал для нас первой попыткой сделать событие в Минске выше локального уровня. У нас был опыт проведения встреч, конференций и форумов — от 100 до 800 человек, но такого опыта еще не было. Событие состоялось и собрало арену Falcon Сlub. Насколько известно, впервые в нашей стране бизнес-событие в открытом формате вышло за пределы конференц-залов и заполнило спортивную арену на 2 тыс. человек.

Фото: Павел Поташников, probusiness.by
Фото: Павел Поташников, probusiness.by

Помимо белорусских бизнесменов, билеты на форум покупали гости из России и ЕС, что нас, как организаторов, конечно, радовало (значит, продукт интересен за рубежом). На сцене форума выступили известные предприниматели и Нассим Николас Талеб — пожалуй, впервые за последние годы спикер такого уровня выступает в нашей стране.

Много интересного общения и полезных контактов состоялось в кулуарах.

Фото: Павел Поташников, probusiness.by

В то же время, пробуя новое, мы столкнулись с Черными лебедями. Узнали, что в Минске нет такого количества наушников, чтобы обеспечить спортивную арену синхронным переводом с английского на русский (в нем нуждалось более 90% участников). Выяснилось, что энергетика спортивной арены совсем не такая, как у отельного конференц-зала. И это задает совершенно иной уровень требований к презентациям, их содержанию и динамике. То, что в формате конференц-зала на 500 человек может восприниматься как интересное и живое выступление, на арене в 2000 может показаться бледным. С этим, как мы поняли уже по итогам события, надо дополнительно и серьезно работать.

Были и другие «открытия», ошибки и технические накладки с нашей стороны, как организаторов, за которые я хочу публично извиниться.

Также хочу сказать спасибо за замечания и критические отзывы, которые мы получили после события. Положительных отзывов поступило больше, но критики (вполне заслуженной) мы тоже получили в свой адрес немало. Это все очень полезная для нас обратная связь, которая стимулирует к развитию. Повышает нашу собственную антихрупкость.

Выход на новый уровень — как новый вес для штангиста. С первой попытки может получиться не совсем «чисто». Но тренируешься, мышцы растут — и в следующий раз берешь вес уже уверенно. Потом — новый этап, новый вызов.

Фото: Павел Поташников, probusiness.by
Фото: Павел Поташников, probusiness.by

Наше страстное желание делать масштабные события в Минске международного уровня после Делового форума-2017 стало еще сильнее. Все что мы делаем, мы делаем увлеченно и искренне. Считаем, что масштабные бизнес-события с участием зарубежных гостей, спикеров, мировых звезд — это свежая энергия, новый опыт и новая планка амбиций для всех нас. То, что позволяет «шире смотреть на мир». И нам приятно, что это стремление находит большую поддержку.

Об ошибках и отношении к ним

Пожалуй, ключевая мысль в выступлении Н.Н.Талеба на Деловом форуме в Минске — нужно научить людей совершать ошибки и выработать к ним правильное отношение. Устранить в обществе стигматизацию (от греч. «стигма» — ярлык, клеймо), порицание, страх ошибок.

Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by
Нассим Николас Талеб. Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by

При всей своей простоте — эта мысль представляет собой совсем другую парадигму, по сравнении с той, в которой мы живем сейчас.

Наше общество, система образования, государственное регулирование ориентированы на «правильные» решения. Ошибки, провалы — это постыдно, часто наказуемо. И это сильно замедляет развитие предпринимательства (в широком смысле — от слова «предпринимать», брать на себя риск, действовать) и развитие страны в целом.Спокойное отношение к ошибкам и даже провалам — то, что глубоко впечатлило меня в Израиле. Страна — один из мировых лидеров по числу инноваций и запускаемых стартапов. Каждый год здесь проваливается большое количество новых бизнесов. Но поскольку попыток делается очень много, часть из них достигает успеха, а еще часть — выдающегося успеха, что создает высокий общий результат (объем сделок с израильскими стартапами превышает $ 10 млрд в год).

Схожая картина, только в гораздо большем масштабе, в Кремниевой долине в США. Такие компании, как Facebook, Apple, Google, создаются только через пробы и неудачи которые, процитирую Талеба, дают «ценнейшее знание о том, как не следует поступать».

Известная мантра Кремниевой долины: Ever tried. Ever failed. No matter. Try again. Fail again. Fail better (вольный перевод: Попробовал. Ошибся. Не страшно. Пробуй снова. Ошибайся снова. Ошибайся лучше).

Кадр из сериала "Кремниевая долина"
Кадр из сериала «Кремниевая долина»

Ошибки, работа над ними и новые попытки позволяют любой системе повышать антихрупкость.

Чем больше мы боимся ошибок, чем сильнее сдерживаем предпринимательскую энергию, тем меньше мы используем свой потенциал (личный, компании, страны). И тем более хрупкими становимся перед изменениями и вызовами.

Поэтому хочу пожелать всем нам быть открытыми миру, быть оптимистами и не бояться ошибок.

Тry again… Fail better.

Виталий Волянюк, руководитель «Про бизнес.»

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.