Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Мнение «Про бизнес» 28 апреля 2017

«Меняя культуру компании, прибыль получаем как побочный эффект» — Ирина Сотникова о теории Адизеса на практике

Ирина Сотникова. Фото: Алексей Смольский, probusiness.by
Ирина Сотникова. Фото: Алексей Смольский, probusiness.by

Меняться быстрее и лучше, чем конкуренты, быстро определять перспективы компании на рынке — сегодня эти навыки как никогда нужны. Внешняя среда становится все менее стабильной и предсказуемой, и перед компаниями все чаще становится вопрос — а как меняться, чтобы эти изменения вели к развитию, а не разрушению? В преддверии форума «Управление изменениями по методологии Ицхака Адизеса» (на котором выступит сам Адизес) мыслями на эту тему поделилась Ирина Сотникова, управляющий компании «Адизес Менеджмент Консалтинг» (офис Института Адизеса в Беларуси), сертифицированный консультант Института Адизеса.

— Все гениальное просто. Или выглядит простым. Это высказывание в полной мере можно отнести к методологии Адизеса. Все, кому доводилось слушать лекции доктора Адизеса, отмечают, какие мудрые и вместе с тем простые, а иногда даже очевидные вещи он говорит. Вот только очевидными они становятся после его разъяснений.

Как часто после прослушивания его лекций я слышала от участников семинаров комментарии типа:

«Все так ясно, логично и просто, что и добавить нечего. И ощущение такое, что всегда это знали, только сформулировать и выстроить в логичную систему не могли. Как будто смотришь через несфокусированный объектив на что-то, и видишь расплывчатые очертания. А потом вдруг — раз, резкость навелась, и все что было неясно и бесформенно, приобрело четкие контуры и границы. Стал ясен смысл».

Сила методологии Адизеса в системе

Сегодня в бизнес-среде не много тех людей, кто никогда не слышал имени доктора Адизеса и не был бы знаком, хотя бы очень поверхностно, с некоторыми из его концепций. Как правило, первыми вспоминают:

  • Типологию лидерства PAEI — для процветания организации важна комбинация функций, образующих модель PAEI (Producing results, Administering, Entrepreneuring, Integrating)
  • Модель жизненного цикла компаний — по Адизесу он включает в себя 9 предсказуемых этапов, каждый из которых содержит свои проблемы и задачи

Но это лишь верхушка айсберга под названием «методология Адизеса», самые часто преподаваемые, упоминаемые и таким образом — самые распиаренные концепции, которые интересны и полезны, но составляют, по-моему мнению, не более 15−20% от всего объема методологии. А если рассматривать их вместе с инструментами трансформации, то и того меньше. Сила методологии Адизеса в системе. Все взаимоувязано со всем, у всего есть причины и следствия, а также очень много уровней глубины.

Например, код PAEI разъясняет типологию стилей менеджеров, но в то же время дает определение основных функций менеджмента и применяется как для построения правильной организационной структуры, подбора наиболее подходящих сотрудников, так и для диагностики стадии жизненного цикла через ролевой анализ проблемного поля, и для много чего еще.

Понимание стадии жизненного цикла с одной стороны объясняет сущность текущих проблем, с другой — имеет сильный прогнозный эффект, поскольку позволяет заранее осознать, что будет происходит с организацией дальше, а так же позволяет подобрать необходимые управленческие инструменты именно для этой фазы и ответить на вопросы:

  • Когда власть сконцентрировать в своих руках, а когда начинать делегировать
  • Когда структуру централизовать, когда децентрализовать
  • Когда все внимание обратить на рынок, а когда заняться внутренней эффективностью
  • Как не увлечься чем-то одним чрезмерно и т.д.

Сейчас модно в бизнесе гоняться за концепциями, которые в тренде: новое модное слово, новый термин, новый «волшебный ключик» — специально не буду упоминать ничего из того, что сейчас в тренде, тем более что сами концепции неплохи, могут работать и приносить пользу. Но как это происходит с большинством сегодня подзабытых и уже немодных концепций, их пик популярности тоже пройдет.

Многие из тех, кто попробует их применить, разочаруются, и пойдут искать следующую «волшебную палочку». У некоторых, наиболее упертых и последовательных, получится добиться результата.

Правда, по пути им придется существенно выйти за границы внедряемого инструмента, изменить окружение, среду, себя, в конечном счете — и культуру своей организации, чтобы она перестала отвергать, как инородное тело, внедряемые технологии управления.

Как правило, на этом пути придется сменить не один состав сотрудников, и двигаться, как саперу, по минному полю, своим лбом пересчитывая встречающиеся грабли и оплачивая все допущенные ошибки из собственного кармана.

Методология Адизеса — платформа для изменений

Ее суть — сформировать в организации благоприятную среду, культуру изменений, научить организацию меняться управляемо, экологично, без потерь и потрясений. Ее можно сравнить с новой операционной системой, на которую потом можно устанавливать самые различные программы и получать высокую производительность в самых разных направлениях.

Нассим Николас Талеб, один из самых ярких мыслителей современности, автор мировых бестселлеров «Черный лебедь» и «Антихрупкость», сказал, что для формирования антихрупкости нужно тренироваться.

А Ицхак Адизес разработал систему этих тренировок и адаптировал их под масштабы самых разных компаний от маленьких до гигантских. И десятки тысяч компаний в мире прошли курсы этих тренировок и стали выносливее, неуязвимее и быстрее конкурентов.

На платформу Адизеса прекрасно встраиваются все управленческие инструменты, которые предполагают использование интеллектуального капитала руководителей и сотрудников, базируются на способности сотрудничать, умении принимать решения, брать ответственность и делегировать полномочия.

Ирина Сотникова. Фото: Алексей Смольский, probusiness.by
Ирина Сотникова. Фото: Алексей Смольский, probusiness.by

Люди учатся многим важным вещам, среди которых отмечу умение:

  • Не прятать проблемы под ковер, а решать их и расставлять приоритеты
  • Продуктивно конфликтовать, когда фокус конфликта сосредоточен на проблеме, а не на друг друге
  • Ясно формулировать свои мысли и терпимо относиться к личностным особенностям коллег
  • Понимать, когда надо брать ответственность на себя и делать, а когда важно собраться вместе и принять решение с учетом мнения коллег

Компании, внедрившие методологию Адизеса, как систему менеджмента, без труда внедряют бережливое производство, Agile, CRM, разрабатывают новые продукты, выходят на новые рынки и т.д. — потому что способны эффективно изменяться.

Методология Адизеса — это одновременно и теоретический фундамент, и детально расписанная система шагов (тренировок), где последовательно показано, что и как надо делать, чтобы добиться результата — в зависимости от того, с какого уровня вы стартуете.

Именно поэтому она так эффективна.

Каждый ищущий руководитель может найти в ней ответы на свои вопросы — и получить результат. Важно только понять и принять систему Адизеса, а также быть последовательным во внедрении.

Изменение культуры компании — не быстрый процесс, хотя первые результаты появляются уже в первые месяцы. Но как говорит доктор Адизес: «Мы изменяем культуру компаний, а в виде побочного эффекта получаем рост прибыли».

26 мая на форуме с Ицхаком Адизесом вас ждет «микс» теории и практики

  • Погружение в конкретные кейсы внедрения методологии Адизеса и пережитые (переживаемые) в связи с этим трансформации
  • Разбор «ловушек», которые возникают перед бизнесом в процессе изменений, и результатов которые способна достичь компания благодаря управляемым изменениям
  • Телемост с участием Ицхака Адизеса, который расскажет об особенностях компаний нашего региона (Беларусь, Россия, Украина) с его точки зрения, о наших сильных и слабых сторонах, над которыми важно работать. А также ответит на вопросы участников форума

Это событие «Про бизнес.» организует совместно с «Адизес Менеджмент Консалтинг» (офис Института Адизеса в Беларуси).

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.