Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Мнение «Про бизнес» 9 июня 2017

«В еду для стартапа никто не инвестирует!» — как менталитет мешает нам быть предпринимателями

Фото с сайта kd.vstu.by
Фото с сайта kd.vstu.by

Что мешает многим белорусам решиться на свое дело? Организаторы Стартап-школы Александр Булах, Александр Милькаманович и Глеб Герасимович уверены, что в этом частично «виноваты» национальные особенности характера и восприятия мира, из-за которых белорусы не спешат браться за создание своего бизнеса или не достигают в нем возможного успеха. На чем основано их мнение?

За последний год в мероприятиях Стартап-школы участвовало более 5 тыс. человек из всей Беларуси возрастом от 18 до 50 лет. Опросы участников и наблюдения за их отношением к бизнесу позволили сделать выводы, что три особенности, характерные для большинства белорусов, мешают развитию предпринимательского духа.

Александр Булах Сооснователь Стартап-школы, эксперт Lean startup
Александр Булах
Сооснователь Стартап-школы, эксперт Lean startup
Александр Милькаманович Руководитель проектов «Молодежный бизнес-форум Лiпень.PRO» и «Управление личными финансами»
Александр Милькаманович Руководитель проектов «Молодежный бизнес-форум Лiпень.PRO» и «Управление личными финансами»
Глеб Герасимович Председатель «Общества содействия инновационному бизнесу», руководитель Стартап-школы
Глеб Герасимович
Председатель «Общества содействия инновационному бизнесу», руководитель Стартап-школы
 

1. Как бы чего не вышло…

Белорусы боятся совершить ошибку из-за недостатка информации. Например, не все знают, как правильно заполнять целый ворох бумаг для различных ведомств и потом платят штрафы за ошибки при оформлении документов. А устранить эти незнания негде. Нет такой пошаговой инструкции, где в деталях прописаны все нюансы и сроки.

— Все время думаю, как бы чего не вышло…
— Ну и?!
— Ну ничего и не вышло…

Многие из тех, кто впервые приходит в Стартап-школу, рассуждают примерно так: «Зачем что-то начинать? Даже если начну зарабатывать, так государство все отберет. Если что-то делать, то только в другой стране».

Откуда же такая особенность восприятия окружающей среды у людей, которые сами никогда бизнесом не занимались? Ничего удивительного, достаточно регулярно читать новости, общаться с представителями делового сообщества на различных мероприятиях.

Мы слышим от наших участников мероприятий: тут на сайте написали, как бизнесмена посадили, там знакомый рассказал, что к нему уже третий раз за месяц пришла проверка и т.д.

И самые распространенные вопросы, которые нам задают на всех занятиях школы, касаются проверок: как защититься от прихода налоговых органов и как пережить проверки и не заплатить после этого штраф.

Что делать, если появились эти вопросы? «Выбросить» телевизор и не читать новости. Окружение разбавить успешными стартаперами и предпринимателями. Советоваться с ними больше и чаще. (Этот совет наверняка сэкономит много времени и сил для созидания. В то же время проблема демотивации предпринимателей неадекватными санкциями, уголовными делами, «посадками» объективно существует и, на наш взгляд, нуждается в серьезном общественном обсуждении — прим. редакции «Про бизнес.»).

2. Мой рынок — мой огород

Белорусам свойственна неамбициозность. Не многие стремятся изменить свою жизнь, и что-либо вокруг себя, не говоря уже о стремлении «изменить» мир. Причина может быть в том, что:

  • У нас относительно мало положительных примеров, историй успеха, которые бы вдохновляли и мотивировали
  • В отличие от соседей — балтов, белорусы меньше путешествуют и не «дружат» с иностранными языками
  • Мы все очень любим стабильность и нас страшит неизвестность
  • Многие предпочитают спокойную и скучную жизнь с 350 у.е. в месяц, чем неопределенность предпринимательства, где есть риск войти в минус

Низкий потолок амбиций мешает даже тем, кто все же отважился и уже сделал первый шаг в бизнесе.

Фото с сайта img-fotki.yandex.ru
Фото с сайта img-fotki.yandex.ru

Например, на одно из мероприятий Стартап-школы в областном городе пришла команда с интересным проектом. Ребята изобрели метод, который помогает выявлять глазные заболевания на очень ранних сроках. И специалисты в команде отличные, и желание превратить свой проект в бизнес есть.

Но что мы также увидели:

  • В качестве рынка для своего продукта ребята рассматривали только свой город
  • В качестве покупателей видели лишь местные медцентры
  • Узнать мнение о продукте собирались всего у двух (!) местных врачей
  • Всерьез считали, что мнений двух врачей достаточно, чтобы решить, стоит ли воплощать эту бизнес-идею в жизнь или нет
  • Даже не допускали мысли, что покупателями их продукта могут быть люди из разных стран мира

Еще один пример. Ребята делают приложение в сфере туризма. Потенциально их приложением может воспользоваться каждый в любой точке мира. Спрашиваем, как продвигаться собираются, а в ответ: «Есть городской портал. Будем с ним договариваться».

В Витебске на занятия школы пришел человек, который делает дизайнерские кованые ворота. Получает всего один заказ в два месяца (хотя может делать гораздо больше) и почему-то думает, что его клиенты живут только в Витебске. Наше объяснение, что рынком может быть не только его город, но и вся Беларусь и даже соседние страны, стало для него открытием.

Всем участникам Стартап-школы советуем «выпендриваться».

Каждый раз, когда к вам приходит какая-то бизнес-идея, представьте, что ваши покупатели — это жители всего мира. Жизнь то одна — если не «выпендриваться» здесь и сейчас, то когда еще?

3. Мне бы на халяву и побольше…

Видим этот посыл у многих: им бы, как Емеле из русской народной сказки, на печи лежать, ничего не делать, а потом встретить инвестора, который даст много денег под их бизнес-идею — потому как она сейчас в тренде.

Фото с сайта primorsky.ru
Фото с сайта primorsky.ru

Простой пример. Во многих городах проводим День эксперта, когда можно презентовать (питчить) свой бизнес-проект перед экспертами и инвесторами и получить от них обратную связь для доработки идеи. Во время питчей участники часто просят деньги у инвесторов, не имея ничего, кроме недоработанной презентации:

  • Девчонки хотят создать клуб по занятию медитацией и просят $ 20 тыс. Спрашиваем, как они тестировали свои занятия на добровольцах. Например, можно собрать бесплатную группу участников и провести с ними пару занятий где-нибудь в парке на лужайке. А мы слышим стандартный ответ — нет, это нам не подходит, нам бы сначала $ 20 тыс. собрать
  • После них питчат парни. Им на запуск стартапа тоже нужна большая сумма. Спрашиваем, на что будут потрачены инвестиции. В ответ слышим — да нам просто на еду, чтобы не нужно было работать на основной работе, а было время заниматься стартапом

Вот серьезно, эксперты и инвесторы «угорали» от смеха — ребята, ну вы хоть как-то готовьтесь, информацию по теме читайте.

В презентации давно никто не инвестирует. И тем более в еду для стартаперов. Нужен прототип или минимально жизнеспособный продукт. И метрики. И хотя бы логическое объяснение, чем будет заниматься команда в свободное от еды время.

Или вот еще пример с одного из Дней эксперта. Проект был связан с виртуальной реальностью и школьным образованием, а команда просила у инвесторов $ 15 тыс. за долю в будущей компании. Те посоветовали для начала сделать VR для хотя бы одного школьного занятия. Через полгода на следующий День эксперта ребята с этой же самой презентацией и без тестирования идеи опять просят денег!

Многие команды из года в год просят деньги, но даже не начинают делать хоть что-то из того, что рекомендуют эксперты. Их позиция такая — сначала инвестируйте в нас, а потом мы будем работать.

Фото с сайта www.mlyn.by
Фото с сайта www.mlyn.by

Грустно, что такие случаи не единичны. Подобные истории происходят во всех городах Беларуси, включая Минск.

Наши выводы. Развитию предпринимательского мышления у белорусов мешает:

  • Боязнь сделать ошибку по незнанию и быть наказанным
  • Неумение выйти за пределы локальной, знакомой местности
  • Нежелание делать что-то, что может принести доход в будущем, но не приносит его в данный конкретный момент времени.

Материал подготовила Ольга Шавела, PR-менеджер Стартап-школы.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.