Войти
  • 1,94 USD 1,9351 -0,0114
  • 2,25 EUR 2,2534 +0,0141
  • 3,28 100 RUB 3,2849 -0,0079
Мнение
«Про бизнес.» 30 июня 2017 2

«Отмена виз — это хорошо, но Беларусь все еще Terra Incognita». Туроператор о проблемах въездного туризма

Фото из аккаунта dashaa__de в Instagram
Фото из аккаунта dashaa__de в Instagram

С февраля этого года почти 30 тысяч туристов воспользовались безвизовым режимом въезда в нашу страну. Почему же бизнес в сфере въездного туризма в Беларуси терпит убытки и чем, кроме «безвиза», надо привлекать путешественников, чтобы сегмент начал расти — мы пообщались с директором белорусского туроператора «Виаполь» Галиной Потаевой и узнали ответы.


Галина Потаева
Галина Потаева
Директор туроператора «Виаполь»

«Это настолько важно, что до сих пор тяжело поверить»

— На отмену виз мы, туристические компании, даже не надеялись. Рост спроса заметен с первых месяцев. Благодаря безвизовому режиму в нашу компанию обратилось на 300% больше индивидуальных туристов из бывших «визовых» стран. Все они, на мой взгляд, в какой-то степени авантюристы. Понятно, Беларусь — безопасная страна, но ведь они о ней ничего не знают! Приходят к нам в офис, спрашивают совета — куда пойти, на какие экскурсии поехать, даже где гольф-поля…

Фото из сообщества музея Страна Мини в Facebook
Фото из сообщества музея Страна Мини в Facebook

Есть прирост и в организованных группах — раза в два. Но объективно сказать, насколько безвизовый въезд повлиял на туристический бизнес, сможем только в следующем году. Почему? Визы отменили в феврале, когда договоры с зарубежными партнерами уже заключены, и они не учитывали безвизовый въезд. Да и серьезные мировые выставки проходят в октябре-ноябре. К этому времени туристское предложение уже сформировано на весь следующий год. Например, на следующий 2018 год мы уже сформировали 17 туристических групп из стран Латинской Америки.

И я бы не считала, что 5 дней для визита — это мало. Люди даже в Париж ездят на менее продолжительное время. Посмотрите предложения белорусских турфирм — вы вряд ли найдете туры в столицу Франции длиннее, чем на три дня. Даже на четыре дня найти сложно.

Да и с учетом того, что наша Беларусь относительно небольшая, с неплохой транспортной доступностью ее регионов — до любой границы не более 5 часов езды. Для познавательного туризма этого достаточно.

Почему турфирмы все еще нужны туристам в Беларуси

Конкуренция с сервисами для самостоятельных путешественников очевидна. Это объективный процесс. Точно так же можно сетовать на то, что люди перестали читать бумажные книги или что умер театр. И читают, и не умер — происходит естественная переориентация в связи с развитием общества и технологий.

В Беларуси турфирмам все еще есть что предложить. Белорусский туристский продукт — камерный, относительно неяркий. Есть ли у нас что-то абсолютно уникальное, чего нельзя посмотреть где-то в мире? Туристу часто необходима помощь турфирмы — гид, который расскажет, трансфер, забронированный ресторан по маршруту…

Фото из личного архива компании Виаполь
Фото из личного архива компании Виаполь

А как самостоятельно добраться в Несвиж? Да, раза два-три в день туда едет автобус. Но в Мир из Несвижа турист не переедет — между ними нет сообщения. Много времени турист потеряет, чтобы доехать, найти музей, туалет, ресторан… И масса других вещей. Несвиж принимает около 400 000 человек в год, около 10 000 человек в неделю. В основном они едут в выходные, больше летом. Представьте: все эти туристы хотят в одно и то же время покушать в Несвиже. А в Несвиже всего несколько ресторанов!Для примера, у входа в Британский музей и в польском Мальборке я видела жаровни с уличной едой — колбасками и хлебом. Почему бы не организовать такое же в Несвиже?

Фото с сайта 34travel.me
Фото с сайта 34travel.me

Что мы изменили с отменой виз

В этом году мы сделали сборные экскурсии на английском языке каждую неделю. Это тяжелое для нас решение: расписание составлено до конца года, и ни одна экскурсия не отменится, даже если на нее придет только один турист.

Стоимость экскурсии мы не можем рассчитывать, исходя из количества пришедших. Ведь если придет несколько человек, то поездка в Мир или Несвиж обойдется им около 100 евро. Поэтому стоимость мы просчитывали исходя из расчета 20−30 человек в группе, это 17−40 евро с человека. И если на экскурсию пришло 2−3 человека, то мы несем убыток.Но мы считаем, что если сейчас возить двух-трех человек и декларировать гарантированность, то через год мы повезем уже два автобуса. Это наше вложение в маркетинг. Также мы постарались донести эту информацию до белорусских агентств и отелей, изготовили буклеты.

Мы возим сейчас от одного до 13 человек. Группы совершенно экзотические! Китай, США, Япония… Самое большое количество людей — примерно 1970 года рождения. Но полно и молодежи, и родителей с детьми, и пожилых людей. Мы проводили опрос, и он показал, что 26% человек пришли по рекомендации — сработало сарафанное радио.

Почему отмена виз не является панацеей

Само по себе снятие виз не может быть революционным с точки зрения потока в стране. Вот если бы в США или Франции вдруг отменили визы, то поток в эти страны был бы действительно революционный. Причина в том, что там есть уже готовый, востребованный и ясный туристский продукт. Мы все прекрасно понимаем, зачем ехать в Чили, Соединенные Штаты, Францию, Испанию…

У нас же с этим проблема. У нас туризм в периоде становления.

Ружанский замок. Фото с сайта belarus.by
Ружанский замок. Фото с сайта belarus.by

Мы как профессионалы и просто как жители страны понимаем, что такое Беларусь и чем она отличается. Но ярких характеристик нашего бренда до сих пор не найдено. Скорее, наиболее устойчивый туристский образ Беларуси сейчас — terra incognita. Поэтому главным для привлечения туристов является создание яркого, понятного национального туристического продукта.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Tatyana Gnet5.07.2017

Буквально месяц назад столкнулась с тем, что ни одно белорусское агентство не может помочь иностранцу сделать белорусскую визу (и Виаполь не исключение, туда я звонила тоже). Мой иностранный товарищ, который всю жизнь свободно путешествует без визы заинтересовался нашей страной и хотел прилететь сюда недели на 2 по туристической визе. Каково же было моё удивление, когда ни одно туристическое агентство не просто не хотело помочь ему с визой (консультация по заполнению визовой анкеты банально, помощь в оформлении страховки и проч.), но многие отказывались даже организовать ему персональный тур или продать уже готовый пакет, ссылаясь на то, что они делают это "только для тех, кто въезжает на 5 дней. мы с визой заморачиваться не хотим". Отлично запомнилось, как одна девушка на моё предложение хотя бы назначить ему платную консультацию за деньги, удивлённо протянула в трубку "это надо консультировать на английском? ну нет, мы на таком не специализируемся".
При том все мы отлично знаем, сколько у нас есть посредников в подготовке шенгенских виз, в том числе среди тур.агентств. И делают они это за крайне небольшие деньги. При том как иностранцы готовы за помощь заплатить суммы в разы больше, но им просто некому помогать.
Вот так и развиваем въездной туризм. Мне как маркетологу со специализацией туризм, было не просто стыдно, а хотелось провалиться сквозь землю.

Oksana Pilipavets4.07.2017

В мире очень мало знают о Беларуси. В данный момент проживаю в Италии, когда разговариваю с итальянцами и говорю, что я из Беларуси, они не знают такой страны. Что 5 дней безвиз тоже не знают. Европейцы каждые выходные едут в другие страны. Поток самолетов огромный. У Белавиа цены завышены. Если в Европе можно за 100 евро, а иногда и меньше слетать в любую точку Европы, то в Беларусь только "Белавиа" со своими огромными ценами. Нет представительств ни авиакомпании, ни туристических офисов. Необходимо проводить постоянную работу в других странах, а не ждать, что приедут они на выставку, мы заключим договора. Надо разработать интересные маршруты для пенсионеров, для студентов на 3-4 дня. Пенсионерам интересна "Линия Сталина", какие-нибудь кладбища, где похоронены их предки, замки. Молодежи интересно спорт, дискотеки, аквапарки, новые технологии. Экскурсии по Минску должны быть организованы для всех. Билеты на общественный транспорт должны быть в интернете, чтобы легко можно было купить. Должно быть все легко и доступно. Групповые поездки можно организовать по обмену опытом. Это все будет востребовано.

Платный контент

«Про бизнес.» — ресурс для всех, кто интересуется бизнесом в Беларуси, сообщество белорусских предпринимателей и площадка для его полезного общения.

20170626