Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2515 -0,0101
  • 3,46 EUR 3,4633 -0,013
  • 3,48 100 RUB 3,4844 +0,0032
  • 10 CNY 4,4747 -0,0127
Мнение «Про бизнес» 22 декабря 2014

Бизнес-2015. Николай Ляховский: кризис – идеальная ситуация, когда можно купить хорошие активы по адекватной цене

Николай Ляховский, генеральный директор международной инвестиционной компании AVI Investment Company, поделился планами работы минского офиса в 2015 и рассказал об инвестиционной активности белорусского бизнеса в кризис.


Цели в 2015 году

С учетом текущей экономической ситуации планы двойственные. С одной стороны, направление нашего бизнеса, связанное с реализацией инвестиционных проектов в Беларуси, предположительно не будет иметь роста в следующем году.

Введение «временного» 30% сбора при покупке валюты и последующие за ним решения снова повлекут за собой повышение ставки рефинансирования и, как следствие, увеличение ставок по кредитам, что фактически заморозит рынок кредитования крупных инвестпроектов в сферах:

  • строительства;
  • производства;
  • торговли.

С другой стороны, одним из основных направлений в следующем году будет работа с так называемыми «специальными ситуациями». У большого количества белорусских компаний появятся трудности в связи с событиями в России, Украине, а также внутренними неэкономическими мерами правительства. Это идеальная ситуация, когда можно купить хорошие активы по адекватной цене. Поиск таких активов и сопровождение таких сделок в Беларуси для нас будет ключевой задачей.

Поэтому в 2015 мы будем помогать как компаниям, испытывающим определенные трудности (искать для них потенциального партнера или покупателя), так и компаниям-инвесторам, у которых есть свободные средства, возможности и желание по приобретению активов. Причем речь пойдет скорее о среднем частном бизнесе. С представителями госпредприятий традиционно сложно вести диалог.

Исторически мы особенно сильны в привлечении в компанию именно частных и корпоративных инвесторов. Этот источник финансирования в следующем году станет особенно популярен хотя бы по причине того, что рынок долгосрочного кредитования юрлиц, повторюсь, снова остановится.

Если говорить о конкретных действиях нашей компании:

  • планируем открыть офис в США;
  • удачно «закрыть» 10+ сделок M&A;
  • реализовать 50+ консалтинговых проектов.

Стратегия

Раньше большинство белорусских компаний ориентировалось на российский рынок. Этот год преподал многим из них хороший урок. Для нормального развития требуется работа не только с СНГ, но и другими странами – прежде всего, ЕС, США, Китаем.

Выход за пределы СНГ в следующем году будет являться основой нашей стратегии. Дополнительная валютная выручка для любой белорусской компании открывает отличные возможности для инвестирования в Беларуси – например, в офисную и жилую недвижимость.

Естественно, мы закладываем рост бизнеса и выручки в следующем году, что повлечет за собой найм новых сотрудников. Но эти планы связаны, скорее, с ростом нашего московского офиса, а также планами по открытию офиса в США.

На развитие ИТ-направления будет направлено больше средств. Поиск потенциальных инвесторов и партнеров будет происходит, прежде всего, в этой сфере. Долгое время основное число ауторсинговых белорусских компаний с большим трудом переходило на разработку сторонних продуктов, требующих больших финансовых вливаний.  После сделок по приобретению Apalon и MAPS.ME количество запросов белорусских ИТ-компаний о помощи по привлечению финансов для развития собственных продуктов увеличилось кратно. Для таких компаний банковское финансирование практически невозможно, поэтому единственным способом является привлечение инвесторов.
Поэтому это направление представляется более перспективным нежели «традиционная» работа с реальным сектором экономики. Дополнительно в свете последних валютных колебаний весь реальный сектор экономики будет испытывать серьезные трудности.

Также одним из растущих направлений будет проведение маркетинговых исследований новых рынков для белорусских клиентов, так как акцент в этой работе будет смещен с рынка Таможенного союза на другие рынки.

Офис компании IAC (новый владелец белорусского разработчика Apalon)в Нью-Йорке. Фото с сайта studioacktblogspot.com
Офис компании IAC, купившей белорусского разработчика Apalon. Фото с сайта studioacktblogspot.com

Продвижение на рынке

Плюсом ослабления белорусского и российского рубля по отношению к доллару является снижение маркетинговых бюджетов в долларовом эквиваленте. Наши основные маркетинговые усилия будут направлены в первую очередь на рынок России и США.

  • Большая часть продаж наших инвестиционных и консалтинговых услуг будет происходить через партнеров.
  • Безусловно, в нашей сфере трудно обойтись без активных продаж.
  • Также никто не отменял возможности интернет-маркетинга.

Вызовы будущего года

Риски. Основные риски, прежде всего, связаны с общим кризисом в белорусской экономике, повторением 2011 года. С учетом принятых 19 декабря решений, в начале года нас снова ожидает двойственный курс, «черный» рынок валюты и заморозка большинства инвестиционных программ.

Проблемы. Если мы говорим о белорусском консалтинговом рынке, то это будет, скорее, вопрос выживания. Возможно, благодарю уходу мелких игроков с рынка лидеры получат незначительное увеличение объемов продаж.

Возможности кризиса

Как бы это ни было банально: кризис — это всегда возможности для компаний, которые подходят к нему подготовленными, без больших финансовых обязательств в виде долгов. Наша первоочередная задача: помочь таким клиентам заработать – в этом случае заработаем и мы.

Однако применительно к текущей ситуации все представляется несколько сложнее, так как кризис белорусской экономики совпал с большими трудностями в России.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.