Top.Mail.Ru
Войти
  • 2,42 USD 2,4185 -0,0115
  • 2,74 EUR 2,7372 -0,0063
  • 3,42 100 RUB 3,4172 +0,0054
Мнение
«Про бизнес» 16 апреля 2020

Женщина-руководитель: как не приносить командирскую шашку домой

Фото с сайта sensum-club.pro
Фото с сайта sensum-club.pro

Женщины становятся предпринимателями или работают на позициях топ-менеджеров, зачастую не предполагая, что личные отношения теперь, возможно, придется строить иначе.

Как сохранять баланс между ролями босса и подруги (жены/мамы) и оставаться счастливой? Как оставлять работу на работе, чтобы она не мешала женщине-руководителю строить отношения дома? Своими наблюдениями поделилась психолог, автор проекта «Я для себя» Оксана Калаганова.

— По опыту я вижу, что тема совмещения личных отношений и карьеры вызывает очень много вопросов у женщин, которые занимают руководящую должность или являются собственниками бизнеса.

Часто возникает проблема — как все правильно сбалансировать и не разорваться при этом на части.


Психолог, гештальт-терапевт, автор проекта «Я для себя»
Оксана Калаганова
Психолог, гештальт-терапевт, автор проекта «Я для себя»

Сразу скажу, что такой баланс — это прежде всего поведенческий навык и самоорганизация. И особенно важно обучиться им именно сейчас, во время карантина и самоизоляции, когда жизнь для многих изменилась: компании перешли на удаленную работу, повысился уровень неопределенности, стресса, а разделять дом и работу стало еще сложнее.

Но для начала мне хочется рассказать о том, как вообще люди приходят в бизнес или на руководящие посты. Не исключено, что у мужчин и женщин на этом пути не так много различий, но поскольку я работаю в основном с женщинами — расскажу о них.

Я надеюсь, это поможет понять (весьма приблизительно), к какому типу женщины вы относитесь, что движет вами в профессии и, следовательно, что составляет ваши ценности. И, отталкиваясь от всего этого, — решить, как действовать.

Как становятся лидерами

Поделюсь своими наблюдениями: чаще всего женщины в предпринимательство или руководство попадают тремя путями:

1. Первый тип — это женщины, которые хотели быть главными и шли к лидерству целенаправленно. Лидерство — это их ценность. Такие женщины любят свой статус и испытывают устойчивый интерес к вопросам лидерства. Из них, как правило, получаются очень требовательные и авторитарные руководители. Вместе с тем они гипервключены в свое дело, что хорошо.

Работа для них — не менее важна, чем семья. Это их точка опоры, важная часть их идентичности.

Поэтому если таким женщинам приходится выбирать между работой и отношениями, весьма вероятно, что они предпочтут отказаться от отношений.

2. Второй тип — это женщины, которые оказались на должности или у руля компании условно случайно. Они не планировали быть начальниками, просто жизнь так сложилась, их продвинули, назначили. Хотя они никогда не стремились к лидерству. Но назначили их тоже не просто так. А потому что они, скорее всего, хорошо выполняли свою работу и были в хороших отношениях с коллективом и более высокими начальниками.

Для таких женщин может быть важнее сохранить хорошие взаимоотношения на работе, чем продвинуться по карьерной лестнице. Их авторитет поддерживается за счет человеческого теплого взаимодействия.

Я вижу, что именно второму типу изначально легче всего переключиться на дела семьи.

Фото с сайта lifeplanetphoto.blogspot.com
Фото с сайта lifeplanetphoto.blogspot.com

3. Третий тип — это женщины, которые вынуждены были выживать. Их мотив не нарциссический, как у первого типа, просто в какой-то момент они остались без опоры, без поддержки, возможно, без денег. Чтобы выжить, они начали предпринимать усилия, которые и привели их к руководящему посту.

Я вижу, что для них важна экономическая безопасность. А проще говоря, нужно, чтобы им (и детям) было за что жить. Они более тревожны, чем предыдущие два типа, поэтому склонны перестраховываться. И эта тревожность заставляет их «бежать вперед», к новым достижениям.

Для третьего типа желание обеспечить себе и своим детям цивилизованную жизнь, дать образование, сохранить их здоровье является мощным стимулом к движению вперед. Но они склонны забывать, что в современном мире главная беда — не «физический», а душевный голод.

Как все это связано с личными отношениями

Люди, и в частности женщины, редко обращаются за помощью, когда в семье все хорошо — приходят, когда в паре начинается разлад. Или когда отношения одни за другими — не складываются.

Поэтому на практике я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда руководящая позиция женщины влияет на отношения в паре или в семье негативно. И чаще всего речь идет о финансовых вложениях — проще говоря, о том, кто добытчик.Если основной добытчик мужчина, то женщина пускай хоть пять постов занимает, десять бизнесов имеет. Это не так опасно для отношений.
Но по своему опыту я вижу, что если мужчина приносит домой денег меньше, чем жена, то рано или поздно женщина начнет «обижаться». Да, есть женщины, для которых финансовое обеспечение от мужа не так важно, как эмоциональный комфорт и удовлетворенность. Но таких женщин, как мне кажется, меньше. И опять-таки за помощью они обращаются тогда, когда у них, например, появляется желание освободиться от финансовой ответственности в паре.

Но, по моим наблюдениям, несоразменость доходов в паре — это не самый худший сценарий. Я, например, часто вижу, что если мужчина находится в найме или в подчинении у своей партнерши, то разделить, где мужчина и женщина — начальник и подчиненный, а где они — пара, людям становится крайне сложно. И часто, несмотря на все усилия, с такой диспозицией отношения все равно не складываются.

Вне всяких сомнений, есть мужчины, которых такая ситуация устраивает, как и женщины, потому что моделей поведения и построения взаимоотношений много при любом заработке и пр. Но мы говорим о тех парах и о тех женщинах, которые обращаются за помощью, потому что не могут сохранить отношения.

И тогда в качестве одного из способов их сбалансировать я предлагаю следующее. Хорошо, когда мужчина, кроме работы в подчинении у жены, имеет еще один или несколько источников дохода или основную работу, где в полной мере реализуется и финансово, и карьерно. А его финансовые вложения в семью как минимум почти такие же, как у женщины.

Фото с сайта clutch.ua
Фото с сайта clutch.ua

Как сбалансировать роли

Если вы измотаны и без сил, что вы можете дать своим детям, мужу или партнеру? Только негативные эмоции. Поэтому самый очевидный и в то же время иногда трудновыполнимый совет в том, что работа должна нравиться. Когда мы делаем то, что нам интересно, у нас горят глаза, мы получаем положительные эмоции. Именно их мы понесем домой.

Поэтому для более экологичной сбалансированной жизни в первую очередь приложите все усилия для того, чтобы ежедневный труд не вгонял вас в стресс.

Найдите возможность делегировать обязанности, берите лишние выходые, когда чувствуете в этом потребность, по возможности освобождайте рабочие часы для прогулки, йоги, медитации. Делайте все, чтобы сократить количество стресса, насколько это возможно.

Читайте также: Побеждаем страх, раздражение, злость. Эти простые приемы помогут вам справиться со стрессом

Есть еще несколько рекомендаций, которые помогут качественно сбалансировать роли:

1. Рабочий инструмент оставляйте на работе. То есть важно, чтобы у женщины было четкое разделение: где она предприниматель (офис) и где она — женщина, жена и мама (дом). Если говорить технически, то не управлять бизнесом из дома — отключайте рабочий телефон и не проверяйте почту. Сейчас, во время карантина/самоизоляции, речь идет, скорее, о времени, которое нужно четко разделить на рабочее и домашнее. Это самое важное.

Конечно, непросто отключиться от рабочих дел, особенно если на работе есть какие-то сложности. Но здесь придется честно ответить себе на вопрос: что для вас важнее? Вы много работаете — ради чего? Будет ли вам самореализация приносить столько же удовлетворения, если при этом у вас — бардак в семье?

2. Ищите ваш собственный баланс. Мужчина, семья ждут от женщины не только физического присутствия дома, но прежде всего эмоциональной включенности. Поэтому не нужно безостановочно сливать на родных негатив, который вы собрали на работе. Заставляйте себя отключаться и вникать в интересы близкого вам человека.

Даже если вы понесете какие-то потери на работе, они восполнимы. А восполнить упущенное время в семье гораздо сложнее.

Я знаю немало случаев, когда родители много работали, чтобы обеспечить детей, а на общение с ними не хватало времени. И когда дети выросли, родители с удивлением и обидой обнаружили, что душевной связи у них с детьми нет. Завтра наши дети будут на день взрослее, и ваше участие, в котором они нуждались от нас вчера и не получили, может на всю жизнь так и остаться для них дефицитом.

Та же история часто происходит и с мужем: дети вырастают, идут жить своей жизнью, а с кем остается женщина? С мужчиной, с которым связывали только дети, общая жилплощадь и больше ничего. Чтобы не допустить такого финала, развитие отношений в семье стоит сделать одним из важнейших приоритетов.

Фото с сайта warriorgoddesskettlebelltraining.com
Фото с сайта warriorgoddesskettlebelltraining.com

3. Думайте о ваших близких. Отношения с мужчиной, семья — это то место, куда тоже нужно вкладывать свою энергию, прежде чем вы сможете оттуда что-то взять.

Попробуйте уже по дороге домой или перед тем, как выйти из рабочего кабинета, если сейчас вы не работаете удаленно, начать вспоминать, что было вчера в вашей семье, чем живут дети, что происходит у них в школе, о чем говорил супруг, что занимало его мысли вчера и т.д. Это поможет легче включиться в домашние дела, сохранить внимательность и чуткость.

4. Вспомните о том, что вы женщина. В ежедневной суете женщинам очень легко начать относиться к себе функционально: я на работе должна быть шефом, я дома должна быть матерью! Заметьте, везде идея, что «я должна быть какой-то». Даже само слово «должна» заставляет внутренне собраться и напрячься. В такой круговерти легко забыть, что прежде всего вы — женщина. А только потом жена, мать, профессионал и т.д.

Самоощущение себя женщиной является фундаментом, на котором выстраиваются все остальные роли. И если фундамент «хлипкий», вы будете неустойчивы во всех остальных ролях.

Если женщина забывает, кто она, у нее велик соблазн взвалить на свои плечи слишком много, переоценив свои силы. Тогда на важное их просто не хватит.

5. Поддерживайте отношения с подругами. Несмотря на достаточную уверенность в себе и внешнюю активность, женщины внутренне нуждаются в социальной опоре, продолжают стремиться к защищенности.

Чувство защищенности нам дают принадлежность к группе, окружающие люди, которые разделяют с нами проблемы и таким образом смягчают последствия стресса, связанного с работой. Поэтому наличие круга подруг и регулярное теплое общение — must have!

6. Дома занимайтесь домашними, очень женскими делами. Готовьте, вышивайте, шейте, вяжите — все это помогает психике переключиться с рабочих дел.

7. Попросите мужчину о помощи. На самом деле это очень важно, чтобы женщина могла обратиться за помощью к своему мужу, партнеру. Если женщина «у руля», то она уже по определению сильная — иногда мы так в это заигрываемся, что перестаем рассчитывать на мужчину.

А какой бы сильной ни была женщина, в ряде вопросов мужчина всегда сильнее. Обращаясь к нему за помощью, мы признаем его силу, выравнивая баланс власти в отношениях, и даем мужчине почувствовать свою исключительную ценность для нас.

Вместо заключения. В жизни, как мне кажется, самыми важными навыками являются умение найти баланс между важными вещами и умение строить отношения с людьми. А поскольку все в мире динамично, то развитие и поддержание этих навыков — это процесс, постоянная работа. И если мы хотим жить наполненной жизнью, то каждый день нам придется сознательно выбирать, чем мы будем наполнять нашу жизнь и как будем ее развивать.

Читайте также