Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Мнение «Про бизнес» 5 мая 2015

Как управлять ценами в кризис, чтобы не потерять бизнес

Почему в кризис следует отказаться от повышения цен и сфокусироваться на сохранении доли рынка – своим мнением делится тренер бизнес-школы EMAS Александр Загорский (профиль – управление финансами).

Фото с сайта 929jackfm.comФото с сайта 929jackfm.comФото с сайта 929jackfm.com
Фото с сайта 929jackfm.com

– Когда речь заходит о принятии управленческих решений (формирование цен – одно из таких), оказывается, что собственники и топ-менеджеры действуют под влиянием прошлых кризисов, уже произошедших негативных событий. Как результат – компании пытаются реагировать на старые проблемы, хотя нужно действовать с прицелом на будущее.

Я думаю, что потери в острой фазе кризиса бизнес должен отыгрывать не одномоментно. Соответственно, реакция в виде резкого повышения цен не является «решением проблем».

И вот почему:

  • В цену предложения закладываются риски, которые уже в прошлом. Они могут не проявиться в ближайшие годы. При таком подходе заложенная норма прибыли обычно радует глаз, но вряд ли увеличит продажи.
  • Правительство продолжает контролировать рост цен, пусть и не так серьезно, как в первые месяцы 2015. Это может вылиться в дополнительные проблемы с госорганами.
  • Покупательская способность населения упала. Люди просто не смогут позволить себе ваш продукт.

Почему бизнесу сейчас важно не заработать, а выжить

Сейчас в стране формируется отложенный спрос, который, по моему мнению, начнет реализовываться не ранее 2017 года.

Фото с сайта moscvichka.ru
Фото с сайта moscvichka.ru

Следовательно, заработать на этом смогут те, кто к тому времени останется на рынке. Поэтому компаниям лучше сфокусироваться на:

  • Сохранении доли рынка, чтобы затем воспользоваться его ростом.
  • Отказе от попыток компенсировать все кризисные потери за один-два месяца. В среднесрочной перспективе это может привести к оттоку клиентов.
  • Сохранении лояльности клиентов и квалифицированного персонала.
  • Обеспечении пусть и минимального, но положительного операционного денежного потока. Здесь нужно придерживаться одного правила: то, что генерирует убыток, должно быть либо дешевым (требовать небольших затрат), либо закрыто.
  • На обеспечении максимально быстрой оборачиваемости продукта. В условиях постоянного ожидания девальвации и инфляции на уровне 20% и выше, важно не дать деньгам «омертветь».

Что учитывать при формировании цены в кризис

Бизнес предлагает рынку продукт, а не цены на него. Формируя стратегию ценообразования, мы должны оперировать сразу тремя параметрами: «объем продаж» – «ассортимент» – «цена». Нужно регулировать (например, понижать цены или увеличивать объемы поставок) эти параметры таким образом, чтобы добиться стабильных и прибыльных продаж.

Успех бизнеса строится не столько на цене, сколько на сочетании правильного предложения в правильное время по приемлемой стоимости.Белорусским компаниям при формировании ассортимента важно помнить, что продукт – это то, что покупает ваш потребитель, а не то, что вы умеете хорошо производить.

Фото с сайта echo.msk.ru
Фото с сайта echo.msk.ru

Поэтому залог успеха в том, чтобы постоянно анализировать свой ассортимент, оптимизировать его структуру, выбирая только востребованные позиции.

За счет чего можно снизить цену

Обычно цена – это важный для белорусского рынка фактор, влияющий на решение о покупке. Поэтому выиграют те, кто сможет ее снизить.

Ни в кризисное, ни в «обычное» время универсальных советов по управлению ценами нет, однако основной принцип, который работает всегда, – нужно снижать себестоимость предложения. Успеха в ближайшее время смогут добиться прежде всего компании, которые работают с низкими издержками. Есть несколько путей оптимизации:

  • Механическое снижение затрат. В этом случае урезаются расходы, которые не приносят прибыли напрямую. К примеру, сокращение площади офиса.
  • Пересмотр расходов на маркетинг и рекламу. Например, у компании много звонков, но низкий процент их конвертации в продажи. Тратиться на имиджевую рекламу в такой ситуации глупо. Нужно пересмотреть политику отношений с клиентом (предложить лучшие условия, дополнительное обслуживание). И наоборот: если конверсия высокая, а поток покупателей небольшой, то, очевидно, стоит увеличивать затраты на рекламу.
  • Фото с сайта expbiz.ru
    Фото с сайта expbiz.ru
  • Компаниям, который работают в узкой нише (например, над одним продуктом), нужно учитывать, что внутренний рынок сужается. Для них самое время выходить на зарубежные рынки.
  • Жесткий контроль над закупками (над объемами, ценами, условиями). Стимулируйте персонал на сокращение расходов в части закупок. Делитесь с сотрудниками деньгами, которые сможете сэкономить. Это даст существенную экономию в расходах и позволит снизить цены.
  • Анализ продукта. Если его цена велика из-за включенных в нее гарантии, сервиса, допуслуг, то нужно пересмотреть условия продаж. Дайте потребителю возможность покупать продукт дешевле, а допсервисы заказывать отдельно. Стоимость товара в этом случае станет более конкурентоспособной и привлечет больше внимания.

Прежде чем менять цену, просчитайте ситуацию на несколько шагов вперед и сформируйте план действий после каждого шага. Особенно если ситуация начнет развиваться не по оптимистичному сценарию.

Новости компаний
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.