Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,24 USD 3,2385 -0,0036
  • 3,47 EUR 3,474 +0,01
  • 3,5 100 RUB 3,503 +0,0062
  • 10 CNY 4,4416 -0,0094
Мнение «Про бизнес» 1 июня 2015

Директива о развитии предпринимательства, долги ритейла, спад экспорта. Неделя с Сергеем Поляковым

Сергей Поляков, соучредитель СООО «БИКарол»(логистика и мультимодальные перевозки) анализирует важные деловые события и новости последних дней.

Сергей Поляков. Фото Ильи Маковского

До 10 июня ритейл должен погасить долги перед поставщиками

С точки зрения ведения бизнеса, ситуация абсолютно нормальная. Сетевики, являющие в том числе и импортерами, не хотят использовать безумно дорогие кредитные деньги – перекладывают свои проблемы на поставщиков. Выстраивают свои отношения так: или отсрочка, например, на 90 дней, или ищите другие точки сбыта.

Поставщики (в первую очередь, мясной, молочной продукции) имеют право выбора. Либо соглашаться на такие условия, либо искать новые каналы сбыта. А с последним-то и проблема. Усугубляют ситуацию для государственных производителей не только сроки годности продукции (рассчитать свое производство и продажи таким образом, чтобы на магазинных полках было как можно меньше «просрочки» и, как результат, возврата продукции), но и прогнозные показатели. В первую очередь по объему производства и по росту выручки.

Понятно, что любой собственник (не только государство) ожидает прироста производства/продаж/выручки/прибыли. Но если частная компания понимает, что изменения на рынке надо переживать с другими инструментами, то государственные предприятия все еще движутся «по плану».

Фото с сайта mygazeta.com
Фото с сайта mygazeta.com

Минторг, конечно, будет жестоко наказывать тех, кто не погасил просроченную дебиторскую задолженность. Мы помним, как закрывались десятки магазинов в декабре-январе. Но решением для этой ситуации, на мой взгляд, стали бы доступные деньги, которые позволили бы сетевикам кредитоваться в банках.

Хороший вопрос: какой сегодня может быть ставка кредитования? Есть примеры бизнеса в Восточной Европе со ставкой  4%-7% годовых. Но нам эти деньги, как правило, недоступны.

Сейчас доходность многих белорусских бизнесов на уровне 0%-3%-6%-10%. И процентная ставка не должна превышать этих показателей. Но если быть реалистом, под 20% в белорусских рублях, на мой взгляд, деньги сегодня можно было бы брать.

Правительство одобрило проект Директивы о развитии предпринимательства

Вопрос обсуждается достаточно давно. Бизнес (не только малый) хочет прозрачности в отношениях с государством.

Это касается в том числе желания предпринимателей выкупать у государства арендуемые долгое время помещения. Что может произойти, если появится такая возможность? Ранее, в случае спорного вопроса, чиновник принимал решение, исходя из своего видения законодательных актов. В случае принятии Директивы и определения в ней четких критериев ему не будет предоставлен такой выбор. Предприниматель просто соберет необходимые документы и станет собственником арендуемого имущества. Таким образом, он сможет лучше прогнозировать будущее, и, как следствие, свое развитие.

Именно по этой причине, как мне кажется, некоторые чиновники сопротивляются Директиве. Отношение чиновник-предприниматель сегодня, на мой взгляд, можно условно представить как некую форму интеллектуальной франшизы. Ее продавец (чиновник) не всегда хочет, чтобы покупатель (предприниматель) очень уж сильно развернулся. Потому что потребность в конкретном чиновнике отпадет. Но и чтобы предприниматель остановил работу тоже не надо – ведь бизнес приносит поступления в бюджет. Директива может лишить чиновников многих инструментов воздействия на бизнес.

Как мне кажется, сегодня государство заинтересовано в налаживании отношений с бизнесом. И Директива, думаю, будет принята на условиях, которые хотят предприниматели.

Вообще, по моему мнению, было бы неплохо подстраивать законодательство под развитие бизнеса, а не бизнес под законодательство. Например, если сегодня предприятие захочет заниматься видами деятельности, которые не подпадают под cуществующую нормативную базу, – это будет незаконным. Поэтому, например, в стране нет фуд-траков (передвижных кафе). 

Фото с сайта the-village.ru
Фото с сайта the-village.ru

Также пора перестать принуждать к неким действиям. Не надо «заставлять» покупать МАЗ – создайте возможность нормально конкурировать. Но, конечно, в таких случаях надо быть готовым к тому, что производство тех же МАЗов или само поменяется, или исчезнет. Это нормальная ситуация для рынка.

За I квартал у экспортеров выросли складские запасы

После событий конца прошлого года производственники должны были понять, что нельзя складывать яйца в одну корзину. Они надеются на укрепление российского рубля, и, как следствие, – на рост покупательской способности российских потребителей. Но эти два показателя не идут нога в ногу.

Кроме того, не мы одни рассчитываем на российский рынок и должны быть готовы к конкуренции с производителями из Юго-Восточной Азии. Намерение подписать соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом – свежая новость, на которую следует обратить внимание.

Фото с сайта profi-forex.org
Фото с сайта profi-forex.org

Отдельно выскажу свое мнение о легкой промышленности. В нынешней ситуации, когда расходы на заработную плату и энергоносители снижаются в долларах, мы могли бы реально конкурировать с основными игроками на этом рынке. Моя компания работала с белорусскими швейными предприятиями – доставляла им грузы из Юго-Восточной Азии.  По моим наблюдениям, сейчас, вместо того, чтобы попытаться что-то сделать, швейники с завидным упорством цепляются за слабый российский рынок. Также пробуют конкурировать с крупными производителями, приходящими на рынок Беларуси, и ничего не делают, чтобы завоевать европейского заказчика. Под «ничего не делают» я имею в виду отсутствие желания меняться в реалиях рынка. Вот что я бы порекомендовал руководителям многих белорусских швейных компаний:

1.Четко осознавать, где ты находишься и чем ты занимаешься:

  • Кто твой потребитель
  • Что ты реально продаешь
  • Сколько стоит на рынке твоя услуга/товар и почему у тебя в 3 раза дороже, чем у конкурента из другой страны
  • Кто принимает решение о производстве продукции – производственник или маркетолог (продавец)?

2. У потребителя нет денег на дорогую одежду – шей дешевую.

3. Потребитель хочет разнообразия – правильно отнесись к этому желанию. Сделай продукт который после 5-7 носок будет заменен на актуальный.

3. Если не можешь конкурировать с зарубежными компаниями – пробуй сотрудничать с ними.

4. Научись говорить по английски/немецки/испански и т.д.

В строительстве не будет индексации цен

Фото с сайта stroisovety.org
Фото с сайта stroisovety.org

С начала года в строительстве установлены договорные и контрактные цены, которые не могу изменяться. На прошлой неделе вице-премьер Анатолий Калинин заявил, что ежемесячных строительных индексов, которые приводили к удорожанию работ и расчетов, больше не будет. Эти индексы рассчитывались, в том числе, исходя из стоимости строительных материалов. На мой взгляд, это очередной виток борьбы с импортом.Государство говорит импортерам строительных материалов: снижайте маржу или закрывайтесь. Мы больше не хотим перекладывать ваши риски на стоимость готовой продукции.

В то же время, это помощь национальному производителю, который не так сильно подвержен валютным потрясениям.

Но вопросы все равно остаются. Ведь мы помним, как государством был запущен большой проект по модернизации цементных заводов для насыщения внутреннего рынка. Но при этом смоленский цемент, даже с учетом логистики, доставки в Беларусь, был более привлекателен по цене.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.