Войти
  • 1,87 USD 1,874 -0,0023
  • 2,04 EUR 2,0414 -0,0045
  • 3,29 100 RUB 3,2883 -0,0072
Новости компаний
На правах рекламы,  23 апреля 2017

Музыка, авторские и смежные права в ритейле и HoReCa: что надо знать?

Февральский случай в Жодино, когда в трех кафе были зафиксированы возможные нарушения в области авторского права, заставил понервничать маркетологов и владельцев бизнеса, которые раньше не уделяли должного внимания легальности фоновой музыки в своих заведениях. Однако понервничать не помешает и всем остальным.

"У меня совсем маленький бизнес и вообще не проходное место", — думает, к примеру, владелец кафе и с легким сердцем включает фоновую музыку, за которую не платил. Это нередкая практика, и, как показал жодинский пример, потенциально пагубная. Неважно, о каком бизнесе идет речь — об огромной сети магазинов дорогой одежды, парикмахерской или о придорожном мини-кафе. Если где-то публично воспроизводится музыка, за нее нужно кому-то заплатить.

Но — кому платить, чтобы внезапно не "прилетело"? Кто и как контролирует соблюдение прав авторов? Что к чему, с точки зрения собственника бизнеса и руководителя, объясняет Кирилл Кирин — в прошлом, успешный минский диджей, а в настоящем — основатель и CEO международной аудиомаркетинговой компании Market Music.

Авторам авторские, всем остальным — смежные

Прежде всего, не помешает разобраться — без фанатизма и тонкостей — в том, какие бывают права. У любой музыкальной композиции есть авторы — тот, кто написал текст и/или музыку, — а также "смежники" — владельцы смежных прав. Авторские имущественные права принадлежат только авторам или законным правообладателям Владельцы смежных прав — это могут быть люди, которые создавали фонограмму или музыканты, которые принимали участие в записи, так и звукозаписывающие и другие компании. Причем смежные права обычно сильно "размыты": 10% может принадлежать звукорежиссеру, 50% — компании Sony Music, а 40% — еще кому-нибудь.

Sony Music выше упомянута неспроста. В мире кино и музыки существуют так называемые "мейджоры" — компании-лидеры, которые делят между собой большую часть мирового рынка. Если говорить о музыке, то на слуху так называемая "Большая четверка": Sony Music, Universal Music Group, EMI Group и Warner Music Group.

Мейджоры владеют правами на огромное количество музыкальных композиций, но только смежными. Соответственно, продавать могут только их, и если речь идет о, например, тиражировании компакт-дисков, то мейджоры — та дверь, в которую нужно стучаться. Право же на публичное воспроизведение, передачу в эфир и еще с десяток различных прав относятся к категориям имущественного авторского права, контроль соблюдения которого осуществляют не мейджоры, а авторы (правообладатели) или организации по коллективному управлению правами.

Не мейджорами едиными

Организации коллективного управления правами существуют во многих странах мира. Помимо того, что они контролируют законность публичного воспроизведения музыки, они также взимают деньги с ресторанов, клубов, торговых центров — в общем, любых организаций, использующих фоновую музыку. Они определяют авторов и/или правообладателей, чьи произведения были использованы, и выплачивают им вознаграждения. Если нужно перечислить автору и/или правообладателю из другой страны, переводят деньги обществу коллективного управления правами данной страны, которое, в свою очередь, платит автору напрямую.

"В разных странах общества могут работать по-разному: в одних странах они занимаются только авторскими правами, в других — и авторскими, и смежными, — объясняет Кирилл Кирин. — К примеру, в России существуют РАО (Российское авторское общество) — оно взимает деньги только за авторские права, — и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности), которая контролирует смежные права. Соответственно, российский бизнес, использующий музыку, платит и в РАО и ВОИС.

Для выполнения функций по коллективному управлению правами в Республике Беларусь необходимо получить специальное разрешение (аккредитацию). На сегодняшний день такими организациями являются Государственное учреждение "Национальный центр интеллектуальной собственности" (сокращенно НЦИС) и Общественное объединение "Белорусское общество авторов, исполнителей и иных правообладателей" — контролирующие соблюдение авторских имущественных прав и части прав смежных. "Части" — потому как не со всеми компаниями заключены контракты".

Что делать?

Если вы хотите, чтобы в вашем бизнесе использование фонограммы было легальным на 100%, у вас должен быть контракт с правообладателями смежных прав плюс обязательны регулярные отчисления в НЦИС.

Зачастую, заниматься самостоятельно этим мало кто хочет, поэтому во многих странах, в том числе, в Беларуси, существуют аудиомаркетинговые компании, которые подбирают музыку и "очищают" авторские и смежные права, делая публичное воспроизведение выбранных музыкальных композиций для своих клиентов легальным.

Однако в случае сотрудничества с такими компаниями нужно быть начеку, поскольку некоторые из них ограничиваются контрактами с мейджорами — мы видим громкие имена вроде Sony или Universal и успокаиваемся. Однако Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З "Об авторском праве и смежных правах" в этом случае полностью не выполняется, поэтому нужно проверять какой объем прав был им передан авторами и/или правообладателями.

А если ничего не делать?

Во-первых, штрафные санкции, в рамках действующего законодательства. Во-вторых, если вам совсем не повезет, и в ваш магазин или АЗС зайдет, предположим, Мадонна, которая внезапно вспомнит о том, что из Беларуси не получает никаких авторских отчислений, дело может обернуться миллионным иском. Ладно, не Мадонна, а гастролирующие звезды, как, например, Depeche Mode или какой-либо белорусский/российский/украинский автор — что более вероятно, а вот сути дела не изменит.

"Окей", — думает, к примеру, маркетолог, — "почему я должен беспокоиться о том, все ли легально с нашей фоновой музыкой, если мы задачу подбора музыки и "разруливания" всех вопросов с авторскими правами отдаем на аутсорсинг специализированной компании? Ответственность-то лежит на этой компании, так в чем тогда проблема?".

"Такой ход мыслей имеет место быть, и, кажется, все логично, но — только кажется, — уверен Кирилл Кирин. — Потому что в суд подадут не на подрядчика или партнера, который "накосячил" с авторскими правами, а на ваш ресторан/клуб/магазин. И миллионный иск получите именно вы. Только после выплаты условного миллиона вы сможете подать в суд на ту компанию, которая подставила вас, но далеко не факт, что моментально вернете деньги. Вероятнее всего вы вообще ничего не вернете, поскольку на рынке полно компаний состоящих из директора и бухгалтера, а еще чаще из директора-бухгалтера-диджея в одном лице. Шансы, что они покроют ваши риски и штрафы настолько же вероятны, насколько существует вероятность того, что Трамп — белорус".

Даже если не пойман — все равно вор

Впрочем, деньги деньгами, но есть и не менее важные аспекты. Соблюдать авторские права нужно, потому что это цивилизованный и современный подход к ведению любого бизнеса. Композиция — это такая же собственность, как квартира или машина. Можно сколько угодно доказывать, что трек не станет хуже, если его один разочек незаконненько воспроизвести (в отличие, например, от условного пирожка, который просто-напросто исчезнет, если его своровать и съесть), однако закон есть закон, а он однозначно на стороне правообладателей. И если довод о цивилизованном подходе к ведению бизнеса не сильно действует, рано или поздно подействует закон — проблем будет больше.

Причем проблемы не только финансового плана, связанные со штрафами и исками. Штрафы и иски привлекают внимание общественности, а это уже грозит потерей деловой репутации и публикациями в СМИ — кровожадные комментаторы прилагаются. Работать над репутацией долгие годы и запачкать ее из-за копеечной экономии — так себе перспектива, правда?

О компании Market Music

Market Music была создана в 2012 году в Минске, и сегодня является резидентом Сколково — за создание инновационных диджитал-платформ для крупных ритейловых компаний. Сегодня Market Music работает в трех основных направлениях: маркетинговый консалтинг в сфере музыкального оформления, разработка цифровых технологий для ритейла и работа с авторскими и смежными правами. В России компания уже использует собственную уникальную диджитал-платформу, которая при помощи анализа данных с камер наблюдения распознает посетителей (магазина/ресторана/АЗС и так далее), раскладывает их на различные категории (пол, возраст), считает их общее количество и, в зависимости от результата, формирует наиболее подходящий для конкретной ситуации музыкальный и видеоплейлист. При этом можно транслировать таргетированную рекламу и использовать другие инструменты realtime-маркетинга.

После заключения контракта с Market Music компания-клиент получает все возможности использования платформы, специально сформированные видео и аудиоплейлисты, а также может забыть о любых проблемах, связанных с легальностью музыки, потому как Market Music закрывает все юридические вопросы (включая авторские права; делать дополнительные отчисления в НЦИС клиенту не нужно). За все время своей деятельности компания накопила огромное количество знаний и кейсов — в плане технологий (разработка аудиомаркетинговой платформы базируется в "Сколково"), в плане создания корпоративной музыкальной айдентики и других областях аудиомаркетинга.

Сегодня партнерами и клиентами Market Music являются крупнейшие мировые сети ретейла, фастфуда, магазины брендовой одежды, сети автозаправок и другие компании. Офисы Market Music открыты в Беларуси, России, Украине, США и Бразилии.

С точки зрения гражданско-правового поля мы попросили дать комментарий директора Частного предприятия "Юридическая компания Ильи Латышева" Илью Латышева:  

"Музыкальные произведения являются объектами авторского права. Их исполнения — объектами смежных прав. Для того, чтобы на законном основании их использовать, необходим соответствующий договор. Если произведение одно, найти автора или иного правообладателя и заключить договор особого труда не составит. Когда организация использует много произведений (например, в качестве музыкального фона), то договор обычно заключается с компанией-правообладателем на использование репертуара произведений, права на которые принадлежат этой компании, либо с организацией, осуществляющей коллективное управление правами авторов. Использование произведений без договора будет нарушением, влекущим ответственность.

В Беларуси бум заключения договоров с теми, кто использует фоновую музыку, был 13−14 лет назад. Незадолго до этого была создана национальная организация по коллективному управлению правами авторов — РУП "РУПИС" (Республиканское унитарное предприятие интеллектуальной собственности). Сотрудники РУПИС очень активно взялись за дело — рассылали предложения заключить договоры всем кафе, барам, ресторанам и т.п., посещали тех, кто не заключал договоры, фиксировали факты бездоговорного использования музыки, писали претензии и подавали иски в суд.

Ко мне тогда часто обращались клиенты за консультациями о том, насколько правомерны такие требования РУПИС и каковы последствия незаключения договора с ним.

Потом активность РУПИС в этом направлении уменьшилась. Не знаю — то ли они заключили договоры со всеми интересующими их субъектами, то ли по другой причине. Но за последние 10 лет обращений по таким вопросам со стороны клиентов ко мне не было и какой-либо информации об активности РУПИС (которое затем было переименовано в Белорусское авторское общество, а еще позже его функции были переданы Национальному центру интеллектуальной собственности) я не встречал.

Однако история с тремя кафе в Жодино, о которых шла речь выше, показывает, что тема эта не закрыта и по сегодняшний день — правообладатели или НЦИС отслеживают нарушения авторских прав и подают заявления об этом в милицию.

При этом следует отметить, что авторские и смежные права — это не одно и то же. Смежные права принадлежат, в частности, исполнителям произведений, являющихся объектами авторского права. И для полной защиты от рисков организациям, использующим фоновую музыку, необходимо заключать два договора: один на авторские права, один — на смежные. При этом организации, которая бы осуществляла коллективное управление смежными правами, в Беларуси нет. Поэтому заключить такой договор можно только с правообладателем или его представителем. При незаключении договора на смежные права всегда есть риск того, что соответствующий правообладатель предъявит претензии и будет требовать привлечь нарушителя к ответственности.

За нарушение авторского права и смежных прав предусмотрено три вида ответственности: административная (штраф на юрлицо от 100 до 300 базовых величин), уголовная (максимальная санкция — 2 года лишения свободы, а при ущербе в 500 и более базовых величин — до 5 лет лишения свободы) и гражданско-правовая (возможность взыскать с нарушителя компенсацию в размере от 10 до 50000 базовых величин).

Поэтому все, кто использует фоновую музыку или иным образом осуществляет публичное использование произведений, должны просчитать для себя, что выгоднее: заключить договор, использовать произведения законно и платить вознаграждение правообладателю либо организации по коллективному управлению правами или же использовать произведения без договора и бесплатно, рискуя при этом подпасть под один, а то и несколько видов ответственности".

ООО "Маркет Мьюзик Бел"

УНП 192196515

Платный контент