Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Партнерский материал «Про бизнес» 6 марта 2015

Бизнес-машина. Что будет с рынком новых автомобилей в 2015 году – прогнозы Сергея Михневича

Портал «Про бизнес.» и компания «Атлант-М Фарцойгхандель» – импортер Volkswagen в Беларуси открывают серию материалов «Бизнес-машина». В ней мы будем рассказывать об автобизнесе и интересных кейсах, связанных с автомобилями. Первый выпуск – о нынешней ситуации на авторынке. Своими оценками и прогнозами поделился председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации, директор «Атлант-М Фарцойгхандель» Сергей Михневич.

Сергей Михневич
Сергей Михневич

Рынок упадет до 30 000 – 20 000 новых автомобилей, ниже упасть не должен

2014 году рынок новых автомобилей в Беларуси составил 50 тыс. Такой емкости он никогда не достигал. Половину этого объема обеспечили автодилеры, вторая половина – неофициальный ввоз. Для нас, дилеров, это не очень хорошо. С другой стороны – те, кто в прошлом году ввозил новые машины из России, все равно приедут к нам, и мы заработаем на обслуживании.

В этом году мы уже наблюдаем серьезное падение спроса на новые автомобили со стороны корпоративного сегмента. Такого давно не было. Думаю, в 2015 году продажи юрлицам сократятся на 40%. А корпоративные клиенты формируют половину рынка. Хотя наметился тренд: их доля в последние два года, в частности, у Volkswagen снижается.

По сегменту физлиц, я не думаю, что в прошлом году был «выеден» спрос этого года. Среди прошлогодних покупателей, ввозивших машины из России, были те, кто планировал покупку нового автомобиля. Но были и те, кто планировал купить машину б/у, но воспользовался ценовой ситуацией и купил новую.

Поэтому наш прогноз по рынку новых автомобилей на 2015 год следующий:

  • Выдержанно-оптимистичный сценарий – 30 000 машин.
  • Пессимистичный – 20 000-22 000.

20 000 для белорусского рынка – это дно. Ниже этой цифры авторынок упасть не должен, если не случится очень серьезных форс-мажоров.

Дело в том, что, несмотря на высокую автомобилизацию, рынок Беларуси остается недонасыщен новыми автомобилями. Например, в Казахстане в прошлом году было продано 160 тыс. новых машин – больше 10 на тысячу населения. В Беларуси – только 5.

Фото с сайта zhodinovel.com
Фото с сайта zhodinovel.com

Думаю, при благоприятной ситуации рынок в Беларуси может достигать от 60 тыс. до 100 тыс. новых автомобилей в год. При наличии автокредитования, которое сейчас полностью свернулось.

Особенности потребления в Беларуси

Наш белорусский рынок очень специфичный. Мы сами порой не можем объяснить нашим немецким партнерам, что у нас происходит.

В России в этом году ожидается падение продаж новых автомобилей физлицам на 40%. В Беларуси продажи физлицам могут и не упасть.

По оценкам банковских экспертов, на руках у населения еще много денег – и в валюте, и в рублях. Сегодня эти деньги выгодно положить на краткосрочный депозит в белорусских рублях под 40-50%, учитывая, что курс рубля в последние недели стабилизировался.

Как только появятся намеки на очередную девальвацию – люди начинают снимать деньги и вкладывать в товары. В том числе в автомобили. Это стало цикличным, мы наблюдаем такие синусоиды все последние годы. Всё, как в известном белорусском анекдоте: «Нет денег, денег нет вообще, идем сдавать доллары».

Цены и конкурентоспособность

Сегодня автомобили продают те дилеры, у которых есть контракты с российскими производителями в российских рублях. Потому что они могут предложить конкурентные цены и на внутреннем рынке, и по сравнению с рынком России.

Те, у кого контракты в долларах с Россией и с азиатскими производителями, и в долларах и евро с Европой, будут неконкурентоспособны.

В этой связи рынок ждет очередная пертурбация. В лидеры может выйти, например, Lada. Но, несомненно, свое лидерство не упустят ни Volkswagen, ни Renault, ни Toyota, ни Šкоda, которая начала закупаться в российских рублях.

У нас продажи автомобилей Volkswagen в январе-феврале 2015 в штуках оказались не хуже, чем в январе-феврале прошлого года.

Машины продаются сегодня только потому, что цена на Volkswagen базовой комплектации – около $10 тыс. Теперь разница с Россией не такая большая, как в декабре.

Для тех, у кого нет российских рублей во взаиморасчетах с производителями, продажи по низким ценам убыточны. Такие автодилеры могут снижать цены, чтобы управлять ликвидностью. У них большие кредиты, им надо распродавать остатки автомобилей даже в убыток, чтобы платить по счетам.

В конце 2014 года продажа складов была убыточна для всех дилеров, в том числе и для нас. Потому что те автомобили закупались еще в ноябре по другому курсу российского рубля.

В итоге 2014 год все автодилеры закрыли с убытками.

Сейчас мы продаем те машины, которые закуплены в январе. И при невысокой цене имеем минимальную положительную рентабельность.

Правда, чудес не бывает – цены российских производителей будут повышаться. Металл дорожает, растет инфляция, нужно будет индексировать зарплату рабочему персоналу на заводах. Кроме этого, российский рубль сейчас несколько укрепился к доллару.

Фото с сайта v-kurse.ru
Фото с сайта v-kurse.ru

Ford и GM уже подняли на российском рынке цены на 40-50%.

Hyundai, Renault, Nissan, Volkswagen держат цены в России, оттягивают повышение и несут большие убытки. Идет борьба нервов и ресурсов за долю на рынке. Hyundai и Renault, продавая по низким ценам, сегодня могут вырваться в лидеры продаж в России. Но долго в убытки работать не сможет никто. Уже к лету цены будут проиндексированы.

Сколько белорусские автодилеры зарабатывают на продаже автомобиля

На сегодня официальная продажа новых автомобилей в Беларуси превратилась в хобби. Больше 30% с продажи каждого автомобиля идет в бюджет государства, автодилер зарабатывает только 2-3%. И я не шучу.

Вот из чего состоит продажная цена автомобиля c заходной стоимостью $15 000.

Инфографика: Антон Девятов

Те мега-скидки, которые анонсируют дилеры – $ 5 000 на покупку машины, например, – это убытки для дилера. Некоторые компании идут на них, чтобы улучшить текущую ситуацию с ликвидностью.

Основной заработок автодилеров – сервис

Доля автосервиса в валовом доходе составляет 70% и более. Мы сейчас машины продаем практически не для того, чтобы заработать, а для того, чтобы они к нам приехали на сервис.

Фото с сайта service.vw-motor.ru
Фото с сайта service.vw-motor.ru

Ключевые тренды 2015

Автодилеры будут наращивать сервис. Возможно, некоторые автодилеры в этом году вообще откажутся от продаж и будут заниматься только обслуживанием.

Инвестиции в новые автоцентры будут заморожены. При рентабельности в 2-3% инвесторы сегодня не станут вкладывать в строительство новых автоцентров. Те автоцентры, которые открываются или достраиваются сейчас, однозначно будут убыточны. Они открываются потому, что компании уже взяли кредиты под их строительство, либо у них были обязательства по контракту перед производителями.

Сокращение зарплат и персонала автоцентров. Зарплаты в валютном выражении, наверное, у всех дилеров будут сокращены. Также придется сокращать часть персонала, если продажи будут падать.

При этом, по моему мнению, очень важно сохранить ключевой персонал. Возможно, снизить зарплаты, перевести сотрудников на неполную рабочую неделю, но удержать их в компании. На рынке труда сейчас большое предложение, но не факт, что ты потом найдешь человека, который будет качественно вести определенное направление.

Переориентация на российских производителей. Дилеры будут стремиться заключать контракты в российских рублях. Возможно, если евро опустится до 1 : 1 к доллару, европейские машины тоже могут стать конкурентоспособными.

Повышенное внимание ликвидности. В 2015 году нужно максимально уменьшать склады, «дебиторку» и кредитную зависимость от банков.

Мы исходим из своего опыта: сейчас лучше недопродать, чем набрать товарных запасов и заморозить средства. Поэтому мы утверждаем бюджет на год, но пересматриваем его ежеквартально. Горизонт планирования сильно сузился, и нужно быть очень осторожным в вопросах ликвидности.

Возможен передел рынка. Уйти с рынка могут те, у кого недостаточно наработана клиентская база в сервисе, и нет возможности закупить машины за рубли в России, чтобы предложить конкурентную цену.

В этом году тяжело может быть всем, но особенно тяжело будет 70% дилеров. 5-6 крупнейших брендов могут переделить рынок, увеличив свои доли на нем.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.