Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Партнерский материал «Про бизнес» 16 августа 2019

«У поставщиков не было денег, у предприятия — работы». Как белорусские бизнесы выходили из кризиса

Бизнес — это всегда риск, и чем он крупнее, тем этот риск выше. Нередко все идет не по плану: продажи падают, финансовая подушка «проедается», увеличивается дебиторская задолженность. Однако когда суровые времена остаются позади, на плаву остаются сильнейшие. Вместе с ОАО «АСБ Беларусбанк» рассказываем о разных бизнесах, которые смогли выстоять в кризис.

«Не накопили на холода»

Дмитрий Якубович — директор предприятия «СтеклоПластСбыт». Его дело можно назвать семейным: собственный бизнес создал отец Дмитрия. Правда, на старте направленность у компании была другая.

— Отец довольно успешно занимался оптовой продажей стекла, — рассказывает Дмитрий. — Было желание начать это стекло перерабатывать. Но найти в те времена надежных подрядчиков не удалось. В итоге к такому формату ведения бизнеса он так и не пришел.

В 2008 году Дмитрий решил начать все заново: вместе с отцом и братом вложил в общее дело личные сбережения и зарегистрировал ИП.

— А уже через три года понял, что пора расширяться, брать в штат новых сотрудников, — вспоминает он. — У индивидуальных предпринимателей есть ограничения по количеству наемных работников, поэтому мы зарегистрировались как частное предприятие.

Сегодня на производстве «СтеклоПластСбыта» работает 8 человек. Они заняты формованием и обработкой листового стекла — попросту говоря, изготовлением стеклопакетов. За месяц предприятие выпускает 2−3 тысячи квадратных метров готовых изделий.

— У крупных предприятий, конечно, другие объемы. Но для нас этого пока достаточно, — считает Дмитрий.

Сейчас дела у предприятия идут хорошо. А еще два года назад Дмитрий даже думал его закрывать.

— Нас подкосил кризис, — вспоминает он. — Работа у стекольщиков сезонная: начинается в марте, а заканчивается в ноябре. Зимой ведь люди не строятся, и заказов минимум. Поэтому то, как компания «переживет» холода, зависит от того, насколько хорошо мы поработали в сезон. Вот в 2017-м сезон был небогат на заказы, объемы начали падать, и оборотных средств на зиму мы не накопили.

Дмитрий отмечает, что с подобной ситуацией столкнулся не только «СтеклоПластСбыт»: их партнеры также попали в финансовую ловушку. Заказы приостановились у многих.

— Зарплату сотрудникам мы исправно платили, но, конечно, уже не такую высокую, как раньше — работы не было. Бывало, даже приходилось просить их взять отпуск за свой счет, хотя бы на пару недель. Кто-то отнесся с пониманием, кто-то ушел. Я в свою очередь никому не обещал золотых гор: говорил, будет работа — будет зарплата.

При нехватке оборотных средств, тем не менее, нужно было как-то готовиться к новому сезону: закупать листовое стекло, герметики, дистанционные рамки. Выбраться из непростой ситуации предприятию помогла партнерская программа от Беларусбанка. Вскоре появились не только расходники, но и сама работа.

Партнерская программа «МОСТ» от ОАО «АСБ Беларусбанк» предлагает кредитование потенциальных покупателей на покупку товаров (оплату услуг, работ) у партнеров банка с уплатой ими минимальных процентов по кредиту в размере 0,00001% годовых.

— Даже новые клиенты пришли: кто-то нас порекомендовал, — делится Дмитрий. — Понемногу стали набирать прежние обороты, позже решили расширить ассортимент. Если в самом начале работали только с прозрачным стеклом, то со временем добавили позицию энергосберегающего стекла. А в этом году появилось и мультифункциональное солнцезащитное стекло. Это самые ходовые варианты.

«Не хватало денег погасить кредиты»

— Историю нашего предприятия можно разделить на до и после 2012 года, — рассказывает главный бухгалтер ОАО «Ивацевичдрев» Олеся Архицкая. —  Изначально оно было создано в 1922 году, и это был небольшой лесопильный цех, который постепенно развивался, а затем превратился в полноценное производство, специализирующееся на выпуске древесно-стружечных плит (ДСП) и ламинированных древесно-стружечных плит (ЛДСП).

— 2012 год мы называем новой вехой в нашей истории, потому как именно тогда был реализован один из крупнейших проектов — построен совершенно новый завод по производству ДСП и ЛДСП, мощность которого составляет 300 тысяч кубических метров в год шлифованных плит и 16 млн квадратных метров ламинированных плит для производства мебели. С 2017 года мы начали выпускать корпусную мебель, которую изготавливаем из своих же материалов. Это позволяет сократить ее стоимость и сделать доступной для покупателей.

В 2015 году у предприятия возникли финансовые трудности, связанные со сбытом продукции (ДСП и ЛДСП) и нехваткой собственных оборотных средств.

Сложность заключалась еще и в том, что у предприятия была большая кредитная нагрузка: кредиты переносились, потому что не хватало денег для их погашения.

Для того чтобы выбраться из проблемной ситуации, ОАО «Ивацевичдрев» применяли  различные инструменты, одним из них стало решение воспользоваться партнерской программой «МОСТ» от Беларусбанка. Это помогло предприятию справиться с кредитной нагрузкой, а также нарастить обороты реализации мебели.

— Мы отпускали продукцию по этой программе: покупателям предоставлялась отсрочка для оплаты, а наше предприятие сразу же получало денежные средства, которые мы могли направить на погашение кредитов. Сейчас реализация у нас идет хорошо: мы работаем по предоплате, и на складах продукция не залеживается. По этой программе мы продолжаем покупать сырье и в то же время являемся партнерами: предоставляем товары покупателям. Плюс программы «МОСТ» — отсутствие дебиторской задолженности. Деньги сразу поступают на счет, а с банком рассчитываются потом покупатели.

Предприятие планирует развивать ассортимент продукции и масштабировать сам бизнес.

У нас есть планы в ближайшем будущем значительно нарастить объемы производства корпусной мебели. Производственные мощности загружены более чем на 100%, и нам есть куда развиваться.

«На выход из кризиса ушло 10 лет»

Инесса Семченкова — основательница модных брендов «Юнона» и «Jade». Собственное дело она открыла в начале 90-х. И, признается хозяйка бизнеса, случилось это спонтанно.

— Меня сократили с работы, я осталась без заработка с маленькими детьми на руках, — рассказывает Инесса Николаевна. — Решила искать другие варианты дохода. Случайно познакомилась с очень талантливой девушкой-дизайнером. Она только окончила техникум, а уже создавала потрясающие наряды. Так родилась идея создать свадебный салон.

Идея оказалась крайне удачной. В те времена свадебные платья купить можно было разве что на рынке, где все на один фасон. В «Юноне» наряды были уникальными, поэтому и спрос возник нешуточный.

— Мы стали продавать платья по всей республике: открыли 15 собственных салонов в областных и районных городах. Почти все невесты 90-х выходили замуж в платьях от «Юноны»! — с улыбкой вспоминает Инесса. — А теперь в наших нарядах под венец идут их дочери. Такая вот преемственность поколений.

За время своего существования бизнес успел перейти в статус семейного. К созданию стильных и лаконичных нарядов подключились дочери Инессы.

— Алина и Ульяна — сестры-близнецы и профессиональные художники, — делится она. — На том, чтобы они занялись дизайном, я не настаивала. Но девочки сами захотели прийти в бизнес: создали собственную коллекцию вечерних платьев и с ней поехали в Париж — на выставку прет-а-порте. Тогда я поняла, что у дочерей есть потенциал.

Инесса доверила девушкам создание вечерних коллекций. Однако свадебную моду передавать им долго не хотела: ей казалось, что дочки слишком юны для такой ответственной задачи. Тогда Инесса еще не знала: именно Алина и Ульяна спустя несколько лет спасут «Юнону» от закрытия.

— В 2005–2008 годах наш бизнес развивался очень динамично: в Беларусь, наконец, пришла вечерняя мода, и мы активно продавали свои платья, — вспоминает она. — А в 2008 году грянул кризис. Первое время мы его на себе не замечали: к нам по-прежнему в большом количестве приходили клиенты. Но вокруг все говорили о кризисе, и мы стали спрашивать тех, кто приходил в салон — по какому поводу вы покупаете наряд? Оказалось, люди приходили не по поводу, а за мечтой. Они тратили свои накопления, потому что в тогдашней ситуации думали: «Если сейчас не куплю — никогда не куплю».

К сожалению, накопления имеют свойство заканчиваться. И к 2010 году большинство клиентов ушло. Пытаясь спасти ситуацию, Инесса Николаевна сконцентрировалась на премиум-сегменте и индивидуальном пошиве. Однако второй волной кризиса «накрыло» и эту часть бизнеса. «Юнона» оказалась выставлена на продажу.

— Зимой 2013 года мы снимали каталог нашей новой коллекции. И я сказала фотографу: если появятся покупатели, будем работать дальше, если нет — закрываемся. Пока мы работали в студии, дочки в цеху шили свадебные платья по собственным эскизам.

Через несколько дней девушки принесли готовые наряды на съемку. Тогда никто не думал, что коллекция из 7 платьев «выстрелит». Но именно эти платья собрали «Юноне» кассу за год, благодаря чему компания осталась на плаву.

— С тех пор за свадьбы и стилистику бренда отвечают только дочки, — улыбается Инесса. — Конечно, чтобы выйти на прежний уровень, компании понадобилась не одна коллекция: в общей сложности на выход из кризиса ушло 10 лет. Но сейчас мы в какой-то степени смогли вздохнуть спокойно.

В ближайших планах у «Юноны» — выход в Европу: в компании уже готовятся к очередной поездке Париж, на сей раз на Неделю моды. А еще, считает Инесса, нужно совершенствовать технологическую часть.

— Нам пора модернизировать производство, — делится она. — И расширить весь штат: это очень важно для развития бизнеса.

Партнер проекта:

Партнерская программа «МОСТ» — скрепляем отношения в бизнесе. Кредит на покупку товаров, работ и услуг под минимальный процент — 0,00001%. Партнеры могут получать гарантии платежа банка для обеспечения исполнения обязательств покупателя по оплате.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.