Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2545 +0,002
  • 3,52 EUR 3,5239 -0,0062
  • 3,51 100 RUB 3,5097 +0,0049
  • 10 CNY 4,4847 +0,0013
Статистика «Про бизнес» 25 августа 2015

Российский рынок упал. Кто из белорусских производителей смог увеличить поставки на другие рынки

Только немногим белорусским предприятиям удалось диверсифицировать экспорт в этом году. К такому выводу, проанализировав статистику, пришел наш экономический обозреватель Дмитрий Иванович.

Фото с сайта www.roadplanet.ruФото с сайта www.roadplanet.ruФото с сайта www.roadplanet.ru
Фото с сайта www.roadplanet.ru

– По итогам первого полугодия 2015 экспорт белорусской продукции составил $13,8 млрд.

Это минус 26,3% по сравнению с первым полугодием 2014.

Основной причиной стало сокращение на треть экспорта в Россию.

Экономическая ситуация в РФ затронула все рынки СНГ. Поэтому вопрос диверсификации экспорта для белорусских производителей стал еще более актуальным.

Товарная структура экспорта за пределы СНГ, как показывает статистика, по-прежнему слабо диверсифицирована. На долю 4 крупнейших товарных групп: нефти и нефтепродуктов (включая поставки сжиженных газов), удобрений, черных металлов и древесины приходится около 80% поставок. 

Товарная структура белорусского экспорта вне стран СНГ в первом полугодии 2014 и 2015, $ млн

Только отдельным производителям удалось значительно увеличить физические объемы поставок за пределы СНГ.

Среди позиций с объемом экспорта в первом полугодии 2015 на сумму $10 млн+ наибольший рост физических поставок зафиксирован по пруткам горячекатанным в бухтах из нелегированной стали.

Если в прошлом году эта продукция поставлялась только в три страны вне СНГ, то в 2015 уже в 20. Падение цен на 30,5% было компенсировано за счет более чем семикратного роста физических объемов экспорта. Основным производителем металлопродукции в Беларуси является жлобинский БМЗ.

Полимеры этилена можно назвать одним из немногих удачных примеров диверсификации экспортных поставок. В условиях падения цен на 31% за счет роста поставок на рынки вне СНГ удалось сохранить стоимостные объемы экспорта, несмотря на падение продаж в Украине и России. Основным производителем полимеров этилена является ОАО «Нафтан».

Источник: Белстат
Источник: Белстат

«Гродно Азот» смогло воспользоваться сокращением поставок азотных удобрений на внешние рынки украинскими производителями. В условиях незначительной коррекции цен рост физических поставок на рынки вне СНГ составил 2,4 раза.

Белорусские льнозаводы воспользовались ценовой конъюнктурой (цены на лен выросли в связи с неблагоприятными погодными условиями в традиционных странах-поставщиках) и нарастили физические объемы экспорта в 1,9 раза. Основные покупатели белорусского льна – компании Китая и Литвы.

Таким образом, в условиях негативной ситуации на российском рынке отдельные белорусские производители смогли компенсировать общее падение цен благодаря росту поставок за пределы СНГ.

Однако крупные товарные позиции (мясо-молочная продукция, машиностроение) не могут быстро переориентироваться на другие рынки. Производители вынуждены продолжать поставки в Россию, даже получая убытки. Поскольку на внутреннем рынке Беларуси реализовать такие объемы производимой продукции невозможно.

Наиболее уверенно себя в 2015 чувствуют производители удобрений, которые незначительно зависят от рынка стран СНГ. Также цены на удобрения не были подвержены существенному падению по сравнению с 2014 годом.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.