Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Статистика «Про бизнес» 4 июля 2016

Вызов для ритейла. Около 2 миллионов потребителей тратят в месяц на покупки не более $100

По данным Белстата, по сравнению с прошлым годом потребительские расходы в Беларуси сократились в среднем на 23%. Наш экономический обозреватель Дмитрий Иванович изучил ситуацию в ритейле за январь-май этого года и составил две интерактивные карты.

Фото с сайта yugopolis.ru
Фото с сайта yugopolis.ru

— По данным Белстата, за первые пять месяцев 2016 розничный товарооборот в Беларуси составил 143,2 трлн белорусских рублей (14,32 млрд рублей после деноминации).

В пересчете по среднему курсу Нацбанка это эквивалентно $ 148,4 в месяц на одного жителя.

Для сравнения: в 2015 один житель Беларуси тратил в среднем на покупки $ 194 в месяц.

Товарооборот на 1 жителя Беларуси в месяц, в $

Сокращение товарооборота на одного жителя Беларуси в мае 2016, в % к маю 2015

Основные тенденции

1. Сокращение долларового товарооборота на 1 жителя по сравнению с прошлым годом наблюдается во всех регионах страны.

В 18 регионах, по сравнению с 2015, сократился даже товарооборот в белорусских рублях.

2. Минский район удерживает лидерство по объему товарооборота на одного жителя в долларах США благодаря расположению ряда крупных торговых объектов за пределами столицы.

На одного жителя Минского района приходится $ 313,7 расходов в ритейле в месяц (в прошлом году этот показатель за тот же период составлял $ 361,9).

3. Не более чем $ 100 в месяц тратят на покупки в ритейле жители 74 районов страны с общей численностью проживающих чуть менее 2 млн человек.

В 2015 менее $ 100 в месяц тратили жители 22 районов с общей численностью около 720 тыс. человек.

4. В зависимости от региона падение розничного товарооборота в долларовом эквиваленте составляет от 13 до 43% по сравнению с 2015.

5. Темпы падения товарооборота в небольших районах и населенных пунктах выше по сравнению с крупными городами и районами.

В среднем в регионах и городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек падение товарооборота составило 23% в долларах США. В регионах с численностью до 25 тыс. человек — 25%.

Средний объем товарооборота на одного жителя крупного населенного пункта или района с численностью от 100 тыс. человек на 80% больше, чем в регионе или городе с численностью до 25 тыс. человек.

Данные: Белстат, собственные расчеты
Данные: Белстат, собственные расчеты

Прогнозы

Расширение в регионах с небольшой численностью населения для ритейла малоперспективно.

В крупных населенных пунктах будет ужесточаться конкуренция за покупателя.

Торговые сети с высокими ценами будут вынуждены сокращать площади либо привлекать субарендаторов для удержания потока покупателей.

Оптимизация издержек и численности персонала затронет все розничные сети.

Ритейл продолжит попытки кредитования своей деятельности за счет поставщиков (задерживая оплату за поставленную продукцию), но это будет периодически пресекаться Минторгом.

Дмитрий Иванович

Более 10 лет практической работы в оптовой торговле. Более сотни статей по текущей экономической ситуации в Беларуси в разных СМИ.

Автор экономических обзоров для бизнеса.

Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах и событиях «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.