Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2545 +0,002
  • 3,52 EUR 3,5239 -0,0062
  • 3,51 100 RUB 3,5097 +0,0049
  • 10 CNY 4,4847 +0,0013
Статистика «Про бизнес» 29 декабря 2016

Вот с чем ритейл встречает 2017 год – интерактивная карта

Фото с сайта mag.relax.by
Фото с сайта mag.relax.by

За 10 месяцев 2016 объем розничного товарооборота составил 29,8 млрд белорусских рублей — в сопоставимых ценах это на 3,5% ниже, чем в январе-октябре прошлого года. По мнению нашего экономического обозревателя Дмитрия Ивановича, падение продолжится. Вот несколько графиков и комментарий, что будет происходить в сфере ритейла дальше.

— Падение розничного товарооборота, по сравнению с 2015, в этом году происходило от месяца к месяцу.

Индексы розничного товарооборота в 2016 году, в % к соответствующему периоду 2015

В кризисные периоды сокращение потребления продуктов питания происходит менее высокими темпами, чем непродовольственных товаров. Так, за 10 месяцев 2016 снижение продаж продовольственных товаров составило 1,8%, непродовольственных — 5,6%.

Падение доходов населения сказывается и на ассортименте приобретаемых товаров. Дешевые продукты (картофель, несколько видов круп) — это одни из лидеров по увеличению объемов продаж.Одновременно население стало приобретать меньше товаров длительного пользования (холодильников, стиральных машин, телевизоров).

Товарные позиции с наибольшим ростом и падением продаж в розничной торговле по итогам января-сентября 2016, в % к 2015 Административные меры, направленные на увеличение продаж белорусских товаров, не принесли ожидаемых результатов: удельный вес продукции белорусских производителей на потребительском рынке составил 66,2% (годом ранее — 69,8%). Наиболее заметными темпами сокращается доля непродовольственных товаров:

  • За 9 месяцев в Беларуси было продано 12 419 автомобилей, из которых белорусской сборки — 1%
  • Доля белорусских телевизоров на рынке — чуть более 4%
  • 7 из 10 продаваемых внутри страны стиральных машин — импортные

Все это могло привести к принятию решения о новом механизме сертификации бытовой техники, продаваемой в нашей стране.

Позиции с наименьшей долей продаж отечественной продукции по итогам января-сентября 2016, в % общему объему продаж

Наиболее высокий удельный вес отечественных товаров (98−99%) наблюдается в группе продовольственных товаров: в мясной и молочной продукции, а также сахара, водки и плодово-ягодных вин. 100% яиц, продающихся внутри страны, производятся на белорусских птицефабриках.

Рост (падение) товарооборота в регионах в 2016, в % к 2015

На интерактивной карте видно, что лишь в 8 из 129 регионов и городов страны наблюдается рост розничного товарооборота.

В небольших регионах темпы падения товарооборота значительно превышают общий показатель по стране. Это может быть связано с более быстрым ростом удельного веса расходов на услуги ЖКХ.

Тенденции:

Задекларированные темпы роста доходов населения представляются маловыполнимыми — без существенного дальнейшего сокращения числа занятых в экономике. Это предполагает, что негативные тенденции на потребительском рынке в 2017 сохранятся.

Органы госуправления будут предпринимать новые попытки по увеличению доли реализации белорусской продукции в торговых сетях.

Ожидаемое сокращение численности персонала на убыточных предприятиях в наибольшей степени повлияет на снижение продаж и, соответственно, розничного товарооборота в небольших городах и населенных пунктах.

Небольшие торговые сети сохранятся только в малодоходных регионах, которые неинтересны крупным сетям.

В ассортименте ритейла будет увеличиваться доля товаров низкого ценового сегмента в связи с дальнейшим пересмотром населением своих потребительских расходов и ожидаемым увеличением расходов на коммунальные услуги.

Экономический обозреватель «Про бизнес.»

Дмитрий Иванович

Более 10 лет практической работы в оптовой торговле. Более сотни статей по текущей экономической ситуации в Беларуси в разных СМИ.

Автор экономических обзоров для бизнеса.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.