Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Стратегия «Про бизнес» 21 сентября 2015

О чем говорил Олег Хусаенов на форуме «Бизнес Будущего»

Олег Хусаенов, основатель и генеральный директор управляющей компании фонда прямых инвестиций «Зубр Капитал», во время форума «Бизнес Будущего» в Минске поделился своим мнением об управлении бизнесом в кризис и рассказал, на что обращают внимание инвесторы, принимая решение вкладывать или не вкладывать деньги в конкретную компанию.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.byФото: Алексей Пискун, probusiness.byФото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Форум «Бизнес Будущего», соорганизатором которого выступил «Про бизнес.», состоялся в отеле «Ренессанс Минск» 19 сентября. В нем приняли участие больше 400 представителей белорусского бизнеса.

Генеральным партнером форума выступила компания «Главэнерго».

Партнерами события стали юридическая фирма Аleinikov & Partners, Institute of IT&Business Administration и аудиторская компания «Бейкер Тилли Бел».

Олег Хусаенов во время форума поделился с аудиторией своим опытом и выводами, как эффективно управлять бизнесом, когда рынок сжимается, ответил на вопросы в неформальном общении, дал советы начинающим предпринимателям.

Вот несколько ключевых мыслей.

Когда закончится кризис

Мы анализируем показатели, которыми пользуется большинство – прогнозы Министерства экономики, банков, ведущих аналитических агентств. Беларусь на 60-70% зависит от стран СНГ, в первую очередь, от России. Если российская экономика в 2016 будет падать, то и нас «не вынесет».

В своих прогнозах на 2015-2016 мы закладываем негативные сценарии. Точнее – не будет встречного ветра, который позволит вам больше продавать за счет роста экономики.

Поэтому и все свои компании мы настраиваем на пессимистичный сценарий в 2016, но в 2017 ожидаем подъем и рост.Вам придется больше напрячься, включить мозги, чтобы подумать, как продать больше существующим клиентам, а не тратить деньги на приобретение новых. Или как сократить расходы.

Об уроках предыдущих кризисов

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Не перекредитовывайте свою организацию, не обременяйте ее. Вам кажется, что лучшие времена впереди, и все будет хорошо. А потом наступает, как говорят банкиры, margin call. Все показатели по отношению к вашему долгу резко изменяются, и все начинают смотреть на вас негативно. Из разряда звезды вы переходите в разряд битой собаки. Очень скрупулезно относитесь к соотношению долга и капитала.

Не знаю, насколько это звучит побудительно – надо смотреть свой баланс. Это, конечно, рутинно, трудно. Но я люблю смотреть на баланс предприятий – в нем, как в зеркале, все отражается. Не ленитесь это делать. Если сами не можете, то попросите [наймите] кого-то.

У кого бизнесу искать помощи сегодня

Спасательные круги для бизнеса [помощь извне] – на мой взгляд, неправильная ассоциация. Бизнесу такой спасательный круг – не помощь.

Помощь всегда – внутри себя. Внутренние резервы всегда важнее и сильнее.

Я часто сталкивался с ситуациями, когда компания находится в кризисе. Руководство, может, осознает, может, не осознает это, но у него нет воли и желания что-то делать. И кидай, не кидай спасательный круг – это не поможет. Поэтому еще раз подчеркну: всё внутри самой компании.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Безусловно, нельзя исключать, что должна быть помощь извне. Но вы сами должны быть готовы к успеху. Если ваша компания делает все правильно, то рано или поздно у вас «появится» спасательный круг.

О стартапах

Когда я начинал фонд прямых инвестиций, для меня это был такой же стартап, как те стартапы, в которых многие из вас сегодня. Мне приходилось тратить очень много времени, чтобы убедить: в белорусском бизнесе такая индустрия возможна.

Об отличии венчурных фондов от фондов прямых инвестиций

Если бы Марк Цукерберг во время запуска Facebook пришел в фонд прямых инвестиций, то, скорее всего, ему не дали бы денег.

Фото с сайта gazeta.ru
Марк Цукерберг. Фото с сайта gazeta.ru

Если бы он пришел в венчурный фонд, то такой фонд, скорее всего, выделил бы финансирование.

Я всегда сравниваю бизнес с человеческой жизнью. Есть рождение, детский сад, школа, институт, работа. На каждом этапе компанию сопровождает свой тип инвестора.

Фонд прямых инвестиции в такой цепочке стоит как раз после венчурных фондов. Как правило, венчурный фонд смотрит на компании, в которых может быть хорошая идея, команда, и эту идею можно реализовать, чтобы была выручка и прибыль.Фонд прямых инвестиций смотрит на бизнес, который уже постарше, имеет хороший продукт, научился его продавать.Условно: в 5 лет вас не примут в школу по возрасту, а не потому, что школа плохая или учитель не такой. Но в хороший детский садик возьмут.

Об инвестициях в банки

Можно ли в Беларуси вырастить банк типа Тинькофф Банк? Да, можно.

Но мы бы сейчас не входили в капитал частного банка – по экономическим соображениям. Стоимость банка оценивают по капиталу. Капитал белорусских банков весь в белорусских рублях. Вы чувствуете себя на эскалаторе, по которому вы должны бежать вверх, а эскалатор идет вниз. И скорость движения регулирует государство.

Условно говоря, мы для себя решили: пока эскалатор не остановится, мы в финансовую отрасль инвестировать не будем.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Об инвестиционных рисках

Свой личный капитал я вкладываю как в фонды прямых инвестиций, так и в венчурные фонды друзей. Потому что понимаю прекрасно: и там, и там может быть хорошая доходность. Жанры разные, но получить свой доход возможно.

Я согласен, что когда у вас большие деньги, то разместить их хорошо – очень сложно.

Если вы захотите разместить несколько миллионов долларов в Швейцарии – не факт, что у вас возьмут эти деньги. Может, вам придется за то, что средства лежат на счету, еще кое-что доплачивать. А, к примеру, максимальная доходность, которую инвестор из Беларуси может получить, размещая деньги в белорусских банках, – 5-6% годовых в валюте.

Правильно управлять своими инвестициями – большое искусство. Поэтому все пользуются такими инструментами, как фонды прямых инвестиций, венчурные фонды. Но опять же, это всегда вопрос соотношения риска и доходности. Уверяю, кто бы вам ни обещал, что будет великолепная доходность – это значит, что будет и очень высокий риск. Вы можете ничего не получить. Даже не вернуть свои деньги. Бывает такое. Но в этом и суть предпринимательства – вы должны оценивать риски.

Что нравится инвесторам

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

На что мы смотрим? На продукт. Вы приходите и говорите: я делаю, скажем, сумки. Инвесторы обращают внимание, какую ценность они дают клиенту. Далее – можно делать великолепный продукт, который отличается от всех. Вопрос в другом: если вы делаете очень хороший продукт, мы с вами думаем, каким образом продавать его в 30-40 раз больше, чем сейчас.

И неважно, куда вы приходите за финансированием – за исключением банка. Банк будет спрашивать, не какой у вас бизнес, а что у вас за залоги, которые можно, если что, отобрать.

Когда вы приходите к инвестору, вам нужно показать, какой у вас продукт. И что у вас есть сильная команда. Эта команда, по оценкам венчурных фондов, должна быть готова работать 10 лет. Для фонда прямых инвестиций – это 5 лет.

Об идеальном для бизнеса рынке

Мне, как серийному предпринимателю, работать легче там, где меньше конкуренции. На неразвитых рынках у вас есть больше возможностей. Вы берете больше риска, но вы можете получить больше доходности. Когда вы приходите на рынок, который уже очень конкурентен и развит, – у вас ресурсов меньше. Вам надо потратить больше времени.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Я родился и вырос в Советском Союзе. Для меня страны бывшего Советского Союза – родные. Желая того или нет, я провел здесь много лет, за которые вокруг меня образовалось определенное сообщество знакомых, родных, близких. Тех, кто в трудный момент может бросить тот самый спасательный круг. Это большой капитал. Когда вы попытаетесь переместиться в другое место и там же займетесь предпринимательством, вы должны точно знать – этого актива не будет. Вам понадобиться много лет, чтобы его создать.

О мечтах и бизнесе

Как и все советские мальчики, я мечтал стать космонавтом, летчиком. Поэтому, закончив физико-математическую школу, реализовал мечту – поступил в Московский институт инженеров гражданской авиации. 6 лет учился, летал, можно сказать, реализовал мечту.

Но потом Советский Союз распался, и выяснилось, что есть интересная профессия – предприниматель. Она меня очень увлекла. Спасибо Михаилу Сергеевичу Горбачеву, что он мне дал такую возможность – стать предпринимателем.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Что бы я изменил в своей жизни, если бы вернулся на 20 лет назад? Может быть, ничего. Надо жить так, чтобы ни о чем не жалеть. Может быть, если бы у меня были разные жизни, попробовал бы разные профессии. Но так как я в душе бизнесмен, предприниматель – я бы, думаю, делал так, как сейчас.

Из нерадикальных ошибок, которые бы постарался не повторить, если бы вернулся на 20 лет назад... Я всегда на все смотрел с большим оптимизмом. Он, с одной стороны, помогал. С другой – у вас всегда должен быть тормоз. То есть в машине мало иметь хороший мотор – нужны еще хорошие тормоза. Оглядываясь лет на 20 назад, я бы позаботился, чтобы они у меня были.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.