Войти
Стратегия
«Про бизнес.» 5 мая 2016

Белорусские предприниматели умеют побеждать в битвах – но могут проиграть войну. Что им мешает воплощать наполеоновские планы

Как стереотипы, сохранившиеся еще с советских времен, мешают развиваться малому и среднему бизнесу. Какие типичные ошибки совершают их руководители, и как им перестроить свое поведение сегодня. Примеры приводит Алена Шипош, совладелец, управляющий партнер Visotsky Consulting Minsk.

Фото с сайта pikabu.ru

Фото с сайта pikabu.ru

– Итак, вы великолепный руководитель небольшой компании. Заказы позволяют держаться на плаву даже в суровые кризисные времена. У вас подобран коллектив. И, хотя его штат измеряется несколькими десятками работников, вы умудряетесь перехватить заказы у более крупных компаний, там где число сотрудников переваливает за несколько сотен. В общем, вы действуете как умелый полководец.

Треуголка Наполеона. Фото с сайта inosmi.ru

Треуголка Наполеона. Фото с сайта inosmi.ru

Как великолепный тактик, вы управляете в ручном режиме компанией. Но не видите себя больше, чем руководителем формата малый и средний бизнес. 

И если проследить общие черты, объединяющие Наполеона и Ганнибала, то увы, история показывает, что можно выигрывать отдельные сражения, но проиграть войну.

Иными словами маленькие победы должны вести к глобальному замыслу, а не оставаться единичными успехами.Что им мешает?

Предприниматели не видят себя владельцами большого бизнеса

К сожалению, на постсоветском пространстве руководители редко ставят перед собой глобальные цели. Они не видят себя в будущем полноценными владельцами большого бизнеса, игнорируя очевидные успехи уже развившихся компаний. Получая удовольствие от самого процесса ручного управления и «крутясь как белка в колесе», руководители сетуют на нехватку времени, на большую загруженность, несовершенство навыков подчиненных, кризис... И совершенно забывают о своих обязанностях – обязанностях владельца компании.

Фото с сайта ar.mobogenie.com

Фото с сайта ar.mobogenie.com

Приведу пример. Владелец бизнеса работает на белорусском рынке рекламы уже более 20 лет. Работая с приходящим бухгалтером, он сам ездит с отчетами в налоговую инспекцию, сам составляет договоры с VIP-клиентами, выставляет счета и ведет переговоры. Жалуется, что времени не хватает даже на семью.

При этом у него в подчинении 10 сотрудников. На вопрос, что ты планируешь на этот год, он отмахивается: «Ты же видишь, как все нестабильно – тут не знаешь, что завтра будет».

После общения с предпринимателем мы пришли к общему выводу, что ему не хватает знаний в области управления. А также – что он морально не готов представить себя в роли владельца крупной компании. Поэтому развитие даже не входило в его планы. 

Узкая специализация

Есть еще несколько моментов, на которые следует обязательно обратить внимание. Зачастую владелец предприятия является специалистом в узкой области. Всю свою энергию он направляет в ту сферу, в которой ему комфортно, где он «летчик асс», игнорируя проблемы, возникающие из-за невнимания к другим подразделениям компании.

Фото с сайта protambov.com

Фото с сайта protambov.com

Например, основатель, создавший технологию производства, ставшую основой бизнеса, готов до бесконечности совершенствовать процессы, связанные с материалами и их обработкой, забывая об иных моментах продвижения и развития. И наоборот, руководитель-маркетолог уделяет максимум внимания маркетингу, только маркетингу, без технологии, без организационных структур.

Перекосы в работе подразделений ведут неизменно к сбоям, а следовательно – потере заказов, что существенно ухудшает экономическое положение компании.

Приведу пример. Редакция, которая издает полноцветные журналы, долгое время отнимала все внимание владелицы. Она и писала сама, и искала иллюстрации, и занималась корректурой. Надо отдать должное, получался хороший продукт. Но владелица совершенно упускала из вида тот момент, что журнал изначально был создан как средство получения прибыли. Не уделяя должного внимания маркетингу, нельзя планировать доходы.

Фото с aviaprint-spb.ru

Фото с aviaprint-spb.ru

После прохождения организационного теста и анализа положения дел в компании, были выявлены самые слабые места, сдерживающие ее развитие.

Сейчас владелица уделяет внимание всем жизненно важным функциям компании – в том числе и стратегическому планированию.

Лишение подчиненных информации

Еще один существенный недостаток, выработанный давно и переданный по наследству от тоталитарной привычки администрирования. Это – лишение подчиненных информированности о планах, возможности участия в бизнес-процессах и нежелание доносить идеи до подчиненных.

Очень часто в компаниях наблюдается некоторое разделение: есть группа элиты – владелец и его приближенные, а есть остальные работники. Работники между собой употребляют фразы «им виднее», «ну это же они так видят», «нам сказали – мы сделали», «пусть сами думают». Они снимают с себя всякую ответственность за действия и даже намеренно ходят «советоваться» по любому поводу, чтобы не взваливать на себя лишний груз.

Фото с сайта businessviews.com.ua

Фото с сайта businessviews.com.ua

Руководители же всячески поддерживают безответственность сотрудников, производя стимуляцию фразами «вам сказано – выполняйте», «я вам за что деньги плачу», «вы обязаны уточнить, получить разрешение» и т.д. Это приводит к тому, что владельцы малого бизнеса зацикливаются на второстепенных и далеко не своих задачах. Например – заказ канцелярских товаров, вопросы обеспечения офиса хозяйственными товарами и тому подобное.

Ожидание слепого подчинения, как правило, лишает сотрудников инициативности, снижает их интерес к выполняемым задачам и тем самым исключает из командной работы.Отчего у руководителя возникает ощущение: все, что он пытается продвигать и внедрять, нужно только ему одному.

В моей компании подобные ситуации предупреждены. Все задачи делегированы ответственным исполнителям, вплоть до финансового распределения. Еженедельно, на общем собрании руководители совместно распределяют выделенные средства на оперативные расходы всей компании.

Фото с сайта moskanc.ru

Фото с сайта moskanc.ru

При этом обсуждаются: объем выделяемых средств, необходимость покупок, их приоритетность. Тем самым руководители берут на себя ответственность за решения и участвуют в финансовом управлении компанией.

Как этого можно добиться, спросите вы? В первую очередь, поверьте в ваших сотрудников и делегируйте. Вы – одна команда.

Как искать «узкие места»

Но вернемся к месье Бонапарту.

Часть историков говорят, что, оказывается, его целью и несбыточной мечтой была прокладка сухопутного пути в Индию с целью пошатнуть влияние англичан, а также перенос резиденции в Константинополь и захват Малой Азии и Персии.

Фото с сайта trezvenie.org

Фото с сайта trezvenie.org

Мечты – это уже хорошо. Хотя бы потому, что они побуждают вас к действию. За мечтами следует их реализация. Но судьба Наполеона показывает нам, что беспочвенных планов недостаточно. Сперва должна быть разработана стратегия, включающая в себя планы как части реализации проекта.

При современном уровне развития образования, директор и собственники бизнеса легко могут на практике применять анализ и прогнозирование как один из возможных инструментов защиты от сложностей, выхода на новый уровень.

Если у вас есть планы по развитию компании, которые основаны на анализе экономической ситуации в стране, вы можете не только сохранить свои позиции на рынке в условиях кризиса, но и произвести усиление компании – за счет сокращения затратных малоэффективных статей расходов, анализа «узких мест» в компании.

Фото с сайта muvrasil.ru

Фото с сайта muvrasil.ru

Под «узкими местами» я подразумеваю области, которые создают наибольшую часть проблем при работе предприятия. Причиной могут быть не выполняемые никем  – «забытые» функции или банальная нехватка времени.

Иногда «узкие места» не очевидны. Чтобы их выявить, составьте список наиболее частых  проблем и проследите источник их возникновения. Найдите основное «почему». Тогда вы ответите на вопрос, как максимально повысить уровень продуктивности каждого сотрудника.

Не бойтесь смотреть на свои проблемы, повышайте свою личную компетентность и компетентность своих сотрудников.

Правильное распределение функций усиливает вашу команду.

И помните – кризисы не длятся вечно. Об этом свидетельствуют как экономические прогнозы, так и примеры соседних государств.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент