Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Стратегия «Про бизнес» 23 мая 2016

За счет чего (не)могут сократить затраты крупнейшие отрасли экономики

Насколько реально белорусским предприятиям сократить себестоимость продукции/услуг в ближайшие годы. В каких сферах основная часть затрат идет на оплату труда, а где издержки формируются за счет потребления энергии и топлива, необходимых в производстве. Изучив данные Белстата, наш экономический обозреватель Дмитрий Иванович сделал выводы.

Фото с сайта cnc.uralkomplect.ruФото с сайта cnc.uralkomplect.ruФото с сайта cnc.uralkomplect.ru
Фото с сайта cnc.uralkomplect.ru

– По данным Белстата, в прошлом году затраты на 1 000 рублей произведенной продукции в целом по экономике составили 856 рублей. По сравнению с 2014 они снизились на 7 рублей (0,8%).

Затраты на 1 000 рублей произведенной продукции, товаров и услуг по видам экономической деятельности в 2014 и 2015, в белорусских рублях

Основные тенденции 2015 года

1. Опережающий рост объемов производства по сравнению с ростом затрат. Объем производства увеличился по сравнению с 2014 годом на 11,6%, затраты – на 10,6%. При сохранении таких темпов снижения удельного веса затрат, задание по сокращению издержек невыполнимо в ближайшие 10-15 лет.2. Общей тенденцией стал быстрый рост затрат на топливно-энергетические ресурсы. В среднем по экономике они выросли более чем на 30%. Конкретно на электроэнергию – на 38%.

3. Ради повышения финансовых показателей предприятия активно сокращали амортизационные отчисления. В среднем, эти затраты уменьшились на 9,2%. А в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов сокращение составило 2,7 раза по сравнению с 2014.

Сокращение отчислений может привести к тому, что предприятия рискуют остаться без средств на обновление основных фондов.

4. В отдельных секторах экономики ситуация с уровнем затрат является критической. Например:

  • В сельском хозяйстве стоимость произведенной продукции практически сопоставима с затратами на ее выпуск за вычетом налогов. При таком удельном весе затрат средства на развитие предприятия отсутствуют
  • Сложная ситуация, несмотря на сокращение затрат, остается в металлургии и производстве транспортных средств

Какие секторы могут сократить затраты за счет зарплат/выплат в ФСЗН

В среднем, по всем секторам экономики зарплата и выплаты в ФСЗН составляют 23,4% от общего объема затрат.

Удельный вес затрат на зарплату и отчисления в ФСЗН в общем объеме затрат по видам экономической деятельности в 2014 и 2015, в %

Как видно на графике, наиболее чувствительны к изменению зарплат вот эти виды экономической деятельности:

  • Финансовая сфера. За счет резкого увеличения объема предоставляемых услуг на фоне незначительного роста расходов на оплату труда, она выполнила план по сокращению себестоимости (за счет сокращения издержек) на 25% еще в 2015
  • Розничная торговля 
  • Сфера операций с недвижимым имуществом
  • Образование

В этих отраслях изменение количества работников окажет наибольшее влияние на снижение общего объема зарплат. Однако стоит учитывать, что значительное сокращение персонала в данных видах деятельности может повлиять:

  • На качество предоставляемых услуг
  • На объем предоставляемых услуг – он упадет

Минимальное влияние на затраты оказывают зарплаты в нефтепереработке. Специфика отрасли в том, что затраты на заработные платы не превышают 3,5% от общего объема издержек.

Низкий уровень влияния на общий объем затрат оказывают зарплаты в пищевой и горнодобывающей промышленности, металлургии.

Какие секторы могут сократить издержки за счет топливно-энергетических ресурсов

1. В среднем по экономике затраты на топливно-энергетические ресурсы составили в 2015 году 14%.

Удельный вес затрат на топливно-энергетические ресурсы в общем объеме затрат по видам экономической деятельности в 2014 и 2015, в %

2. Наиболее чувствительны к изменению цен на топливно-энергетические ресурсы:

  • Электроэнергетика. Там сокращение возможно только за счет снижения цен на импортные энергоресурсы
  • Производство прочих неметаллических минеральных продуктов
  • Воздушный и трубопроводный транспорт

Система ЖКХ может сократить издержки за счет снижения потерь энергии и тепла при их доставке до потребителя, а также через внутреннюю оптимизацию закупок.

3. Практически не зависят от цен на топливно-энергетические ресурсы финансовая сфера, операции с недвижимым имуществом, торговля автомобилями и оптовая торговля.

4. Сельское хозяйство является одним из самых проблемных плательщиков за топливно-энергетические ресурсы. При этом удельный вес данных расходов в общем объеме затрат составляет всего 10%.

Выводы

Сокращение издержек в сфере услуг в значительной степени зависит от уровня затрат и нагрузки на персонал. Но при чрезмерной оптимизации возможно резкое падение качества сервиса.

Высокий уровень издержек на топливно-энергетические ресурсы характерен для небольшого круга отраслей. Снизить эти издержки возможно, но незначительно.

Основное сокращение издержек лежит в области снижения стоимости закупаемых товаров и услуг. В том числе, за счет уменьшения коррупционной составляющей во время закупок,  расширения доступа различных участников к поставкам продукции для предприятий.

Для некоторых отраслей (нефтепереработка, энергетика) сокращение издержек на 25% в краткосрочном периоде невозможно в силу специфики их работы.

Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах и событиях «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.