Войти
Стратегия
«Про бизнес.» 25 мая 2016

Что будет, когда предприятия объединятся в кластер и помогут друг другу в продажах – объясняет Дмитрий Черноморец

Недавно компания Apply Logistic Group заявила о том, что создает в Беларуси инновационный кластер, который объединит приборостроительные предприятия. Для нашей страны такая форма кооперации новая. Как устроен кластер, и как будут решаться бизнес-задачи компаний-резидентов. Об этом мы спросили у Дмитрия Черноморца, директора по развитию Apply Logistic Group.

Фото: ТАСС

Фото: ТАСС

–  Белорусские приборостроительные компании хотят объединиться в инновационный кластер. Вот несколько подробностей о его концепции и о том, какую пользу может принести кластер предприятиям отрасли и не только им. 

Для чего нужен кластер?

У нас уже работают успешные компании в сфере приборостроения, которые поставляют продукцию на зарубежные рынки: в Европу, Азию, США. Это, например, производители медицинских приборов, радиометров, весового оборудования, измерителей параметров окружающей среды. Такие компании:

  • Ведут активную инновационную деятельность
  • Интегрированы в международные технологические цепочки
Фото с сайта rostec.ru

Фото с сайта rostec.ru

Пример. Белорусские приборостроительные компании, которые разрабатывают и продают в зарубежные корпорации OEM-продукты (продукция, которую конечные заказчики продают под своим брендом, – прим. «Про бизнес.»).

Кроме OEM-контрактов, белорусские приборостроители поставляют локальным иностранным компаниями и корпорациям узловые элементы. Ведут с ними совместные разработки. 

Являясь резидентами кластера, приборостроительные компании получают преимущества:

1. Кооперация в производстве. Компании могут оказывать друг другу услуги по созданию новых продуктов/вести совместные исследования и разработки.

Также они могут быть партнерами в рамках производственной кооперации. Например, одни предприятия кластера будут выпускать конечные изделия, другие – концентрироваться на производстве комплектующих.

2. Совместные закупки сырья, материалов, комплектующих. Выступая от лица кластера, производители получат возможности покупать дешевле, нежели работая с поставщиками поодиночке.

У одних резидентов кластера уже есть хорошие деловые наработки от поставщиков, например, дисплеев. И другие участники кластера этими наработками могут воспользоваться. В результате, при эффективно проведенных переговорах, выиграют обе стороны.

Каждая компания, закупающая дисплеи, ведет работу по поиску поставщиков параллельно со своими будущими партнерами по кластеру, тиражируя операционные издержки.

Все эти процессы можно централизовать, изначально заявляя общие потребности в дисплеях.

Такие примеры, правда вне кластеров, известны в Беларуси. Например, при закупке листового металла, промышленной химии, красок – компании, имеющие идентичные потребности, объединялись для исследования рынка поставщиков, ведения переговорного процесса, логистики.

Мне известны результаты такой кооперации – от 6 до 23% дополнительного снижения цен.  

3. Совместное продвижение.

Планируются совместные маркетинговые кампании на экспортных рынках:

  • Продвигать бренд кластера и его сайт
  • Продвижение в национальных доменных зонах США, Китая, Индии, стран Европы, Латинской Америки
  • Организация международных конференций и других научных мероприятий
  • Работа с международными СМИ

4. Развитие персонала. Карьерные стратегии для персонала будут разрабатываться не в рамках одного предприятия, а в рамках всего кластера.

Как работает кластер

Планируется, что управление инновационным кластером будет осуществляться через совет кластера. Он будет определять  стратегию развития, а также принимать арбитражные решения по взаимодействию между участниками кластера.

Источник: презентация Apply Logistic Group

Источник: презентация Apply Logistic Group

При разработке концепции мы ориентировались на компанию «АДАНИ» (разработка, производство и поставка медицинского досмотрового и рентгеновского оборудования, систем промышленного неразрушающего контроля). Более 70% продукции – инновационное.

Компания поставляет разработки в Европу, Азию, Африку, Америку. Сейчас в ней работает 450 человек, годовой оборот – $20 млн. Планируется, что к 2020 численность персонала составит около 800 человек, оборот будет $155 млн.

У компании высокотехнологичная производственная инфраструктура, которой могут воспользоваться участники кластера.

Фото с сайта logist.by

Фото с сайта logist.by

Внутри кластера могут взаимодействовать между собой:

1. Компании, оказывающие услуги в области исследований и разработок новых продуктов.

2. Технические вузы и научно-исследовательские институты. Ученые получат коммерческие заказы на исследования и разработки. Планируется сотрудничество с кафедрами вузов, которые готовят специалистов отрасли.

3. Бизнес-инкубатор. Он будет помогать инженерным командам и ученым коммерциализировать, выводить на рынок инновационные идеи и разработки. Ключевая функция – это не обеспечение инновационных стартапов дешевыми или бесплатными офисами и производственными помещениями. А решение 3 задач:

  • Обучение навыкам ведения бизнеса и персональная тренерская поддержка
  • Привлечение финансирования
  • Создание горизонтальных связей между стартапами и уже состоявшимися резидентами кластера
Фото с сайта adani.by

Фото с сайта adani.by

4. Стартапы получат доступ к производственной и лабораторной инфраструктуре. При желании, стартапы будут интегрированы в технологические цепочки. Это позволит решать проблемы сбыта и выхода на внешние рынки.

Думаю, что 30-50 стартапов будет инкубироваться одновременно. Другой вопрос – сколько дойдет до победы. Все будет зависеть от механизмов «фильтрации» проектов на старте и самих стартап-технологий. Мы только опубликовали концепцию кластера – а нам в неделю уже приходит 2-3 запроса на рассмотрение проекта.

Сколько резиденты кластера планируют заработать

Планируется, что изначально в состав кластера войдут 8-10 успешных приборостроительных компаний Беларуси. Их названия станут известны уже в июне этого года.

Для активации проектов необходим режим особого экономического благоприятствования. Сегодня в Беларуси есть два хороших варианта таких режимов:

  • Свободные экономические зоны – созданы для предприятий, работающих в сфере материального производства
  • Парк высоких технологий

Уникальность приборостроительного производства в том, что львиная доля добавленной стоимости – нематериальная (выполнение исследований, разработка продукта, тестирование ПО). Оставшаяся часть добавленной стоимости – аппаратная.  Она является результатом материального производства.

В качестве специального режима – гибрид фискальных стимулов СЭЗ и ПВТ.

Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах и событиях «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент