Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Стратегия
«Про бизнес» 20 сентября 2016

У каких компаний есть будущее – критерии от Олега Хусаенова

Олег Хусаенов. Фото: Павел Поташников, probusiness.by
Олег Хусаенов. Фото: Павел Поташников, probusiness.by

Какие бизнесы способны сегодня привлечь финансирование. Как оценить, будет ли компания расти в будущем. Об этом управляющий партнер и основатель фонда прямых инвестиций «Зубр Капитал», основатель Международного автомобильного холдинга «Атлант-М» Олег Хусаенов рассказал на сцене форума «Бизнес Будущего — 2016».

Послушать его и других спикеров собралось более 800 представителей белорусского бизнеса. Генеральным партнером события выступил Альфа-Банк (Беларусь).

Публикуем ключевые тезисы Олега Хусаенова.

— Если ты инвестировал в компании, которые не имеют будущего — ты, очевидно, не сможешь заработать денег. «Зубр Капитал», как фонд прямых инвестиций, не инвестирует «в короткую». Мы находимся в компаниях порядка 5−7 лет, и нам нельзя ошибиться, выбирая компании для своего портфеля.

Поделюсь опытом: по каким параметрам можно определить, может ли компания развиваться в будущем. И расскажу о подходах, которые используют инвесторы, финансируя бизнесы на разных стадиях.

Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by
Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by

Стадии развития бизнеса и привлечение инвесторов

Все компании (за исключением тех, что не нашли клиентов) проходят, на мой взгляд, вот эти несколько стадий:

  • Сначала у вас есть идея и вы начали заниматься ею фундаментально. Развиваете ее. Клиентов пока нет — все деньги ушли в идею, в организацию сервиса
  • Потом появился клиент, затем второй-третий — и пошла выручка. Компания начала выходить из убытков. И если у вас продукт очень-очень хороший, вы начинаете быстро расти
  • Затем, если продукт настолько успешный, что клиент начинает его покупать повторно, рано или поздно на рынок приходит конкурент. И не дает вам развиваться. Соответственно, из-за конкуренции бизнес начинает получать не такие обороты

На каждой стадии есть пул инвесторов, которые ищут перспективные компании.

Слайд из презентации Олега Хусаенова
Слайд из презентации Олега Хусаенова

На начальной стадии развития бизнесы привлекают фонды, которые осуществляют посевное финансирование (seed fund) и бизнес-ангелов. У нас до недавнего времени такими инвесторами были 3F (family, friends и fools).

Потом, когда уже продукт состоялся и есть клиенты, появляются венчурные капиталисты (venture сapital). Они покупают долю, вкладывают деньги для того, чтобы потом бизнес хорошо вырос.

Я занимаюсь фондами прямых инвестиций (private equity fund, PEF). Когда мы вкладываем деньги в капитал, для нас важное условие, чтобы компания работала на следующей стадии развития: у нее была прибыль, рос показатель EBITDA.

Но мы не «сидим» в компаниях вечно – ни одно из деревьев не растет до небес.

Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by
Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by

Соответственно, мы стараемся выйти в тот момент, когда там уже расти становится тяжело. Компании достигают стадии пика, об этом я говорил выше.

Дальше компания может выйти на IPO, и с ней, как правило, работают хедж-фонды (hedge fund).

Но рано или поздно менеджер, который управляет компанией, котирующейся на бирже, может «загнать» ее в минус.

Тогда опять появляются фонды прямых инвестиций, но на этот раз работающие по принципу buy out. Они выкупают компанию с биржи, дробят ее. Все ненужное — самолеты, яхты, принадлежащие компании, распродают. И делают хороший/нормальный бизнес, опять выводят его на биржу. И так цикл повторяется.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

У какого бизнеса есть будущее

Для нас очень важно найти компанию, которая выйдет из точки нуля и покажет быстрый рост. Чтобы это определить, мы смотрим на несколько параметров. Я бы советовал обратить на них внимание предпринимателям: чтобы чувствовать, будет у их компаний развитие или нет.

3 самые главные вещи:

1. Есть ли у вас уникальный продукт, спрос на который будет держаться постоянно в течение 5−7 лет? Не придет ли послезавтра конкурент, который заставит сделать ваш продукт дешевле и убьет ваш бизнес?

Отмечу что мы, как инвесторы, смотрим также, есть ли в компании продукт с фокусом на клиента. Причем для нас абсолютно никакой разницы, это ИТ-бизнес или это бизнес, который работает офлайн.

2. Работаете ли вы в индустрии, в которой дует попутный ветер спроса, если сравнить ваш бизнес с парусником? Даже самому искусному менеджеру тяжело пройти дистанцию, если ветер встречный.

3. Есть ли команда, которая способна этим попутным ветром воспользоваться?

Не устану повторяться, что вы должны быть клиентоориентированными. Вы должны чувствовать клиента. Это даст возможность делать бизнес через 5−7 лет.

Олег Хусаенов. Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Олег Хусаенов. Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Вот еще несколько параметров:

  • Маржинальный продукт или нет. Если вы вкладываете в продукт 10 долларов, потом его продаете, и у вас остается 0,5 долларов, маржинальность низкая. Мы стараемся избегать этой ситуации
  • Можно ли продукт масштабировать
  • Есть ли доступ к капиталу
  • Можно ли проводить сделки слияния и поглощения

Отмечу несколько сфер и продуктов, в которых мы видим перспективы развития.

Медицина и здоровье

Мы видим, что в этой сфере происходят большие и интересные изменения.

Пример 1. Фитнес-центры, работающие по новой технологии. Тот, кто ходит в фитнес-зал, знает — люди тренируют там поверхностную мышцу. Она делает нас фигуристым, симпатичными. Но космонавты обратили внимание на то, что человек, который пребывает в космосе больше 6 месяцев, возвращается на Землю «овощем».

Выяснилось, что у человека есть внутренние мышцы, которые после определенного времени пребывания в невесомости начинают атрофироваться. Какой бы крепкий ни был человек, и даже с учетом тренировок в космосе, возвращаясь на Землю, космонавты не могут «держать» спину.

Появилась компания, с которой мы работаем, которая создала тренажеры и новую методику тренировок. Она радикально изменила конечный продукт — накачиваются внутренние мышцы. Вплоть до того, что при помощи этих технологий можно лечить детей с ДЦП.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Пример 2. ИТ-платформы для медицинских учреждений. В Беларуси развивается медицинский туризм. Но если кто-то пробовал пользоваться платными услугами, поймет, что во многих наших медучреждениях совсем не клиентоориентированная работа. Человек приходит в больницу, стоит в очереди с деньгами, чтобы заплатить за услугу. А потом ему говорят, что нет, принять деньги не могут, надо «идти в кассу».

Компании, которые оказывают посредническую услугу между исполнителем (врачом) и клиентом, создавая интерфейс для «входа» в больницу, имеют большое будущее. Они могут собрать клиентов.

Пример 3. Современные методы диагностики, в т.ч. с помощью ИТ. Сейчас очень много диагностических приборов, которые люди постоянно носят с собой. Этим пользуются как B2C, так и B2B клиенты.

Допустим, приборы-датчики, которые измеряют пульс, кровяное давление. Для страховых компаний такие данные очень и очень востребованы. Это позволяет дифференцированно подходить к клиентам. Если у человека ничего не сбоит, страховка может обойтись дешевле. Соответственно, для человека, который ведет иной образ жизни, страховка будет дороже. Впоследствии все это позволяет очень сильно экономить на страховых выплатах.

Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by
Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by

Образование

Вот несколько предпосылок для развития бизнеса в этой сфере:

1. Нынешние методы обучения были созданы еще в начале прошлого века. Тогда как методы мышления, методы бизнеса и сам бизнес радикально поменялись.

2. У нас нет природных богатств. И появление ПВТ показало, что человек может получать зарплату в 10 раз большую, когда работает головой, а не на конвейере руками. Беларусь это доказала.

Также имеет значение, что знания, образование дают человеку безопасность.

Когда вам становится некомфортно в стране – вы берете билет на самолет и увозите свои мозги [самый ценный капитал]. Улетаете. Вам не надо свои средства куда-то переводить, перевозить.

3. Проблема дефицита будущих профессий. Если вы посмотрите все футуристические исследования, сравните, на какие профессии прогнозируется спрос работодателей — с тем, чему учат в вузах, то увидите, что это совершенно разные вещи.

Речь не только о вузах, о всей традиционной цепочке образования: начальная школа — средняя школа — бакалавриат — магистратура — работа в компании.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Вот какие тенденции можно видеть в Беларуси:

Появляется школа робототехники, которая с 1 по 4 класс учит детишек правильно строить роботов, правильно их программировать. Это оказалось несложным делом. Для этого не надо идти в институт.

В средней школе выяснилось, что школьники 8−9 классов могут делать веб-дизайн, 3D-дизайн. Мы работаем над одним из таких проектов. Опять же, не надо заканчивать институты — можете сразу после школы идти работать в компанию.

Бакалавриат. Здесь уже благодаря нашим ИТ-компаниям создано много интересных программ на факультетах в вузах.

Вещь, которая обсуждается: чтобы в магистратуре учили такой специальности, как ИТ-архитектор. Хорошее ПО — как хороший дом. Если вы решили его построить, вы же не идете сразу в строительную компанию, и не говорите: нужно класть кирпич вот таким образом. Вы берете архитектора, который делает классный концепт. Потом вы делаете рабочий проект под этот концепт, может быть, даже в другом архитектурном бюро. И уже после приходят строители.

В ИТ-бизнесе то же самое. Сначала должен быть концепт, потом ИТ-проект, а потом уже должны прийти айтишники. Сегодня это очень востребованная специальность — ИТ-архитектор. Спрос достаточно высок.

Бизнес, основанный на прогнозировании поведения клиентов.

Наверное, многие пользуются такими сервисами, как просмотр фильмов и видео на MEGOGO.NET, Netflix.

В Netflix в определенное время пользователь заходит на сайт или в приложение, смотрит определенные фильмы. Его предпочтения запоминаются. Затем, когда человек в следующий раз зайдет на ресурс — ему выкладывают схожий по предпочтениям контент. Пользователь доволен, что не потерял время на поиск фильма. Это делает клиента настолько лояльным, что он не думает уже переходить на другой сервис.

Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by
Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by

Направления, в которые инвестируют венчурные компании

Мы смотрим, что покупают венчурные компании. Из трендов, которые я вижу:

  • FinTech (технологические проекты в сфере финансовых сервисов). Например, банковский бизнес становится по сути дела ИТ-бизнесом. Развиваются биткоин и технология blockchain (выстроенная по определенным правилам цепочка из транзакций биткоинов — прим. «Про бизнес.»)
  • Развивается Интернет вещей. Это изменит модель поведения потребителей
  • Технология создания «терминаторов»: часть функций, действий организма мы передадим компьютеру. Это, к примеру, технологии искусственного интеллекта, кибертехнологии.

Генеральным партнером форума «Бизнес Будущего — 2016» выступил Альфа-Банк (Беларусь)

Cпециальным партнером события стала компания Office Solutions — эксперт в области организации рабочей среды

Специальный ИT-партнер — лидирующая компания на рынке лицензионного программного обеспечения, обучения и консалтинга «СофтЛайнБел»

Юридическим партнером форума второй год подряд стала компания «Алейников и Партнеры»

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.