Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Стратегия «Про бизнес» 4 сентября 2014

Почему Гомельский жировой комбинат не смог продать свои акции – ответ в одном предложении

Почему Гомельский жировой комбинат продал меньше 1% акций во время «народного» IPO, и стоит ли другим белорусским компаниям выходить на публичное размещение. Об этом мы поговорили с Валентином Лопаном, который выступал пиар-консультантом ГЖК и Минского завода игристых вин при проведении «народных» IPO.

Фото kounfinance.blogspot.comФото kounfinance.blogspot.comФото kounfinance.blogspot.com
Фото kounfinance.blogspot.com

«Народное» IPO Гомельского жирового комбината проходило с 17 июля по 1 сентября. Предприятие планировало привлечь почти 76 млрд рублей от продажи акций дополнительного выпуска. Привлекло 0,4 млрд.
 

Валентин Лопан

директор Агентства деловых связей

– Слабый интерес со стороны физических лиц был к акциям всех эмитентов, выходивших на IPO. Начиная с акций Борисовского завода медпрепаратов.

Акции Минского завода игристых вин были проданы, потому что появился интерес со стороны стратегического инвестора – «Трайпла», который разработал схему, как обойти ограничения «народного» IPO. По Борисовскому заводу медпрепаратов «стратег» был, но он отказался в последний момент.

А по Гомельскому жировому комбинату «стратег» не появился.

Что мешает белорусским госпредприятиям привлекать стратегических инвесторов напрямую, а не через процедуру «народного» IPO? Ничто не мешает, кроме желания работать и отсутствия у инвесторов – это горько, но надо признать – доверия к государству как к партнеру по бизнесу в составе ОАО. Конечно, есть еще вопрос продаваемой доли.

У частной компании больше шансов на успешное «народное» IPO, чем у государственной, при соблюдении ряда условий. Идти на «народное» IPO логично, когда есть хороший, понятный бизнес и бренд. И хорошая дивидендная доходность, потому что при нынешних ставках по рублевым депозитам акции – мало привлекательный инструмент для размещения свободных средств.

Частным белорусским компаниям есть смысл выходить на «народное» IPO вот почему:

  • Происходит перекладывание части рисков с собственника на новых акционеров.
  • Это самые дешевые деньги на развитие.
  • Если у вас 100% в бизнесе, то достаточно оставить себе 51%, а остальное распылить по мелким акционерам и остаться главным «управляющим».

В соседней России уже наметилась тенденция ухода создателей бизнесов, которым за 50, от оперативного управления. Им интересно заниматься стратегией. Стартапами. А для финансирования новых проектов нужны деньги, в том числе их можно привлечь через IPO.

Сколько акций нужно продать, чтобы компенсировать затраты на подготовку IPO

Госкомимущество как-то огласило цифру в 10% от объема эмиссии. На практике эта цифра в Беларуси меньше. В мировой практике – больше в 2 раза.

Гомельский жировой комбинат пока не нашел стратегического инвестора. Кадр из рекламного видеоролика ГЖК.
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.