Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,24 USD 3,2421 -0,0122
  • 3,46 EUR 3,464 -0,0054
  • 3,5 100 RUB 3,4968 +0,0123
  • 10 CNY 4,451 -0,0265
Стратегия «Про бизнес» 10 марта 2015

Как бизнес в Беларуси интернационализируется – комментарий Максима Сологуба

Многие частные и государственные компании свои планы развития сейчас связывают с привлечением иностранных инвестиций. Своими наблюдениями о том, как происходит интернационализация белорусского бизнеса, поделился Максим Сологуб, партнер юридической фирмы SORAINEN в Беларуси, эксперт в сфере приватизации, привлечения инвестиций и сделок M&A.

Фото с сайта picsfab.comФото с сайта picsfab.comФото с сайта picsfab.com
Фото с сайта picsfab.com

– Белорусские госпредприятия и частные компании сейчас активизировали поиск инвесторов.

Вот несколько новостей, которые прошли недавно на крупных международных порталах, посвященных M&A, в частности, mergermarket.com.

Холдинг «Автокомпоненты» ищет инвестора для развития и готов рассматривать продажу разных долей в управляющей компании – БАТЭ и в других предприятиях холдинга, в том числе, продажу контрольного пакета.

По словам руководителя БАТЭ Анатолия Капского, холдинг предпочел бы профильного инвестора, обладающего необходимыми технологиями и ноу-хау, но готов рассматривать предложения и от финансовых инвесторов.

Холдинг «Автокомпоненты» также ищет партнера для создания совместного производства подвесок и компонентов трансмиссий.

Частная кондитерская фабрика «Ивкон» находится в поисках инвестора и готова продать до 50%+1 акцию для финансирования развития производства и усиления позиций на российском рынке.

Компании нужны инвестиции в $5 млн, при этом стоимость «Ивкона» оценивается его учредителями в $10 млн.

Группа компаний «Дорэлектромаш» ищет партнера для создания совместного предприятия по производству машин и электрооборудования.

Проект оценивается на сумму до $10 млн. Группа готова рассматривать продажу доли в своем капитале инвестору.

Это все новости последних 2-3 месяцев. Конечно, на активизацию поиска инвесторов оказывают влияние негативные события на валютном рынке и в целом в экономике. Предприятия сейчас ищут дополнительные источники финансирования либо для расширения, либо для поддержания своей основной деятельности, чтобы «вытянуть» все имеющиеся проекты. В частности, у многих производственных компаний есть девелоперские проекты, которые в кризис подвергаются особому риску.

Вместе с этими новостями можно выделить несколько других (не всегда связанных с текущей ситуацией), которые складываются в интересные тренды.

Тренд на создание СП с участием госпредприятий

Наша фирма обслуживает многие сделки по привлечению инвестиций в капитал, а также сделки долгового финансирования. По нашим наблюдениям, в последние 2-3 года трендом становится создание совместных предприятий между иностранными компаниями и белорусскими предприятиями, особенно госсектора. Этот тренд, похоже, пришел на смену ожиданиям приватизации.

Фото
Фото

Обычно СП создается с сильной холдинговой госкомпанией под эгидой одного из министерств. Из проектов, с которыми мы непосредственно работали, могу назвать совместное предприятие по производству автомобилей Geely вместе с БелАЗом и «Союзавтотехнологиями».

И свежий проект, запущенный в декабре в Орше, – новая компания, созданная в результате подписания инвестиционного договора между Министерством промышленности, итальянской компанией Manuli Rubber Industries, Белорусским металлургическим заводом и оршанским «Легмашем».

CП «Манули Гидравликс Мануфактуринг Бел». Фото с сайта belsteel.com
CП «Манули Гидравликс Мануфактуринг Бел». Фото с сайта belsteel.com

Проект в Орше готовился довольно долго, мы работали по нему около двух лет. Был разработан инвестиционный договор с Беларусью и целый пакет соглашений, которые обеспечивают деятельность СП. Они касаются поставки сырья и компонентов, дистрибуции готовой продукции, отношений между участниками СП. Проект имел свои трудности, но, в конце концов, был реализован. И он может быть в какой-то степени характерным для интернационализации предприятий госсектора Беларуси.

Можно выделить следующие черты проекта:

  • задействуются неэффективно используемые мощности и объекты недвижимости предприятия госсектора;
  • иностранный инвестор приносит как деньги, так и оборудование, технологии, управленческий опыт, открывает доступ к своим сетям сбыта;
  • проект нацелен на внутренний рынок (импортозамещение) и рынок Евразийского Союза.

В последние годы и в настоящий момент не ожидается какой-то смены тренда в части приватизации. Подход будет точечным, сделок по продаже госактивов будет немного, и поэтому предполагаю, что активность по созданию СП продолжится.

Мы этот тренд видим по тем проектам, которые у нас сейчас на руках. В работе два проекта, похожих на проект с «Манули». Несмотря на неблагоприятную фазу экономического цикла и тревожные ожидания, эти проекты продолжаются. По причинам конфиденциальности пока не могу назвать компании и секторы, но отмечу, что речь идет об инвестициях свыше €10 млн по каждому из проектов. Стороны еще договариваются, но поскольку уже привлекли нас, юристов, то, очевидно, процесс находится в живой фазе.

Частный бизнес ищет выход на мировые рынки через M&A

В прошлом году мы консультировали Apalon в сделке с американской IAC. По моему мнению, это очень знаковый проект. Пример того, как быстро новая белорусская компания может вырасти и выйти на мировой рынок – не только продуктов и услуг, но и рынок капитала, объединив свои ресурсы с компанией мирового уровня.

Матвей Тимошенко и Петр Скоромный. Фото предоставлено Apalon
Сооснователи Apalon Матвей Тимошенко и Петр Скоромный. Фото dev.by

Конечно, сделка Apalon – IAC в чем-то уникальна для Беларуси. ИТ-сектор имеет свои особенности. Но отмечу, что подобные сделки в ближайшее время могут произойти и в традиционных секторах: фармацевтическом, производстве машин и оборудования, стройматериалов, продуктов питания. 

Свежий тренд: объединение иностранных инвестиций в одном проекте

Это когда для действующего бизнеса в Беларуси инвестор находит другого инвестора, и иностранные капиталы объединяются в одном проекте. Довольно интересное явление, которое раньше мы наблюдали редко. Со второй половины 2014 и в 2015 иностранные бизнесмены чаще прилетают в Беларусь, проводят due diligence проектов, ведут переговоры по структуре и объему инвестиций. Думаю, скоро в новостных лентах появятся несколько интересных сделок.

Фото с сайта www.stairnet.biz
Фото с сайта www.stairnet.biz

Максим Сологуб также ответил на несколько практических вопросов «Про бизнес.».

Как долго длится подготовка сделок с участием иностранных инвесторов?

Минимальный срок совершения сделки в белорусских реалиях – не меньше, чем полгода: от инициативы и первых переговоров до поступления первого денежного транша. И это когда речь идет о небольших инвестициях – в несколько миллионов долларов, евро.

По госсектору типичный срок подготовки сделки – два года. 

Насколько принципиален для инвесторов состав топ-менеджмента предприятия?

Вначале многих проектов этот вопрос не вызывает затруднений. Иностранцы легко могут согласиться с кандидатурой белорусского топ-менеджера, которого, например, предложило министерство. Но бывает так, что белорусские топ-менеджеры по прошествии времени не выдерживают экзамен. Не хватает опыта работы в международной компании – начиная с коммуникаций (не все говорят по-английски), понимания организации бизнес-процессов на современном предприятии, и заканчивая вопросом обучаемости.

Хотя и здесь есть положительные тенденции: белорусские топ-менеджеры становятся более подготовленными. Но иногда вопрос замены генерального директора предприятия ставится инвесторами. 

Может ли иностранный инвестор спасти бизнес?

Мы работаем с инвесторами, которые нацелены на долгосрочное сотрудничество. Они понимают существующие в Беларуси инфляционные и девальвационные риски, но готовы их принимать и преодолевать. Риски закладываются в прогнозы и бизнес-планы.

В то же время отмечу, что инвесторы, даже финансовые, как правило, не вкладывают в «поддержание штанов». У финансового инвестора есть интерес увеличить капитализацию предприятия и выйти из него через 5-7 лет с прибылью. У стратегического инвестора другая цель – прийти надолго, занять долю рынка Беларуси, Евразийского пространства, и в последующем получать прибыль в течение многих лет.

Но участвовать в спасении чьего-либо бизнеса серьезные инвесторы вряд ли станут. 

Рекомендации белорусским компаниям, которые заинтересованы в привлечении инвестора

Фото с сайта www.thestaffingstream.com
Фото с сайта www.thestaffingstream.com

Исходя из своего опыта, могу порекомендовать три вещи:

1. Не бояться, что свое, кровное «отберут и поделят». Белорусское и иностранное законодательство предлагают много инструментов для контроля рисков, сформировалась практика реализации сделок слияний и поглощений, защиты интересов сторон

2. Готовиться к тому, что процесс привлечения инвестора будет долгим, многоступенчатым. Нужно иметь терпение и быть настроенным на сложные переговоры, которые могут длиться год-два. 

3. Быть хитрее, оставлять поле для маневра. Бывает так, что на переговорах с иностранными инвесторами представитель белорусского бизнеса делает партнерам сразу конечное и лучшее, на его взгляд, предложение и дает понять, что «подвинуться» в переговорах ему уже некуда. Любое встречное предложение воспринимается с недоверием и агрессией: «Я же уже предложил лучшее!». Это лишает переговоры смысла и убивает сделку. Нужно быть немного хитрее, быть маневренным. Уметь слушать другую сторону. 

При этом следует понимать, что в современном бизнесе национальность партнера имеет очень малое значение. Не так важно кто инвестор – россиянин, китаец, немец или американец – современный бизнес интернационализирован и однороден в своих подходах. Он, в основном, говорит на одном языке.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.