Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Технологии «Про бизнес» 19 мая 2016

Боты в белорусском бизнесе – кто их уже использует и чем они могут быть полезны

Боты как канал общения с клиентом – сегодня это мировой тренд. Но белорусский бизнес пока не торопится ему следовать. Мы посмотрели, кто уже сегодня внедряет ботов в мессенджеры.

Фото с сайта mshcdn.comФото с сайта mshcdn.comФото с сайта mshcdn.com
Фото с сайта mshcdn.com

Стоит отметить, что и в самих мессенджерах (например, через паблик-чаты) белорусский бизнес пока представлен мало.

Ботов там еще меньше. Мы собрали несколько примеров, а также взяли комментарий у белорусского стартапера, создателя компании по разработке платформы для создания ботов Павла Литвинко.

Бот автодилеров Audi в Минске

Бот AudiMinsk (@audiminsk_bot) создан для того, чтобы сообщать информацию об официальных дилерах Audi в Минске. О запуске сервиса сообщалось в их группе на Facebook в конце апреля. С помощью этого бота можно:

  • Узнать адреса Audi-центров в Минске, их контакты и режим работы
  • Получить список актуальных автомобилей в наличии с ценами
  • Записаться на сервис или тест-драйв
Скриншот со страницы бота Audi в Telegram

Скриншот со страницы бота Audi в Telegram

Бот для автомобилистов, разработанный стартаперами

Этот бот запущен даже не компанией, а командой энтузиастов, группой молодых разработчиков. Ребята сделали бота с функционалом интернет-банка для хакатона, а потом на его основе создали @BelarusAutoBot.

На сегодняшний день бот умеет:

  • Давать информацию о нарушениях правил дорожного движения по фотофиксации – как разово, так и в режиме рассылки (оперативно сообщает пользователю о том, что у него появилось нарушение)
  • Давать информацию об очередях на границе (с фото)
  • Искать ближайшие АЗС и станции техосмотра
  • Подписывать на автоновости (тестовый режим)

Мы попробовали узнать у бота, какая АЗС находится ближе всего к нашему офису – ответ оказался быстрым и точным. А вот по запросу «Техосмотр» бот выдал  – «В настоящее время сервис недоступен».

Скриншот страницы бота из Telegram

Скриншот страницы бота из Telegram

Весь функционал – бесплатный для пользователя. Сейчас ребята планируют масштабировать сервис на Польшу.

Поздравительный бот от Velcom

Сразу оговоримся, что этого бота уже нет. Его оператор мобильной связи запустил перед новогодними праздниками, после которых бот перестал работать. Белорусскоязычный бот-генератор новогодних поздравлений – velcom Vinshavanki или @vinshavatar – мог составить поздравление, а также имел набор праздничных стикеров (персонажи старых денежных купюр – заяц, белка, лось и рысь) .

Скриншот с сайта velcom.by

Скриншот с сайта velcom.by

Инфобот от БТА Банка

Недавно запущен в Telegram, называется @BtaBelarusBot. Этот круглосуточный виртуальный помощник, информационный сервис может давать информацию по:

  • Текущим курсам валют
  • Отделениям банка и банкоматам
  • Уточнять информацию по продуктам и услугам банка

Также через бота можно быстро перейти в новостные и продуктовые разделы сайта банка.

Скриншот со страницы бота БТА Банка в Telegram

Скриншот со страницы бота БТА Банка в Telegram

Планируется, что в дальнейшем функционал расширится за счет возможности совершать платежи.

Мы спросили у Павла Литвинко, почему, на его взгляд, сервис ботов пока так слабо развит в белорусском бизнесе и какую пользу на самом деле могут дать боты.

Павел Литвинко

Павел Литвинко

Учредитель и СЕО стартапа ALTA-AI

– Сегодня в Беларуси не так много бизнесов в целом используют мессенджеры для продвижения и общения с клиентами. Среди наиболее популярных мессенджеров в нашей стране – Viber и Skype. Но Skype, например, только недавно открыл API для создания ботов.

Думаю, основная причина низкой активности внедрения ботов – отсутствие успешного опыта, доказательств того, что бот может существенно снижать расходы на обслуживание клиентов или эффективно используется для продвижения.Это связано с тем, что далеко не все представляют, какие задачи бот способен решать и как обеспечить вовлечение пользователей.

В чем ценность ботов

Боты хороши там, где человеку нужно быстро найти интересующую его информацию или выполнить какое-либо действие. К этой категории относятся, например, боты для заказа такси, пиццы, цветов и т.п.

Фото с сайта googleusercontent.com

Фото с сайта googleusercontent.com

Технологически они устроены по-разному:

  • Есть кнопочные боты – они не воспринимают текстовые сообщения, работают только через специальные кнопки или элементы интерфейса в мессенджере (@BtaBelarusBot)
  • Сommand-line боты – оперируют только фиксированными командами из списка
  • NLP-боты – боты, воспринимающие фразы на естественном языке
  • Гибридные боты (@SberbankBot)

Всех их объединяет то, что они несут ценность только в том случае, если позволяют выполнить привычные уже действия или получить нужную информацию быстрее, чем раньше. И с меньшими усилиями. Например, цепочка «Открыть Google/написать название книги/найти сайт, где можно скачать/зарегистрироваться/перейти на файлобменник/подождать 60 секунд/посмотреть рекламу/скачать книгу» превращается в «Открыть бота/написать название книги/скачать».

Но пока мало кто понимает, какие принципы заложены в основу общения с ботом, где и как их применять и как выстроить эффективную коммуникацию с клиентом. Поэтому появляется много ботов, которые, вместо того, чтобы упрощать жизнь и быть самостоятельным каналом обслуживания, делают все наоборот. Например, выдают ссылку на страницу сайта с товарами или услугами, вместо того, чтобы предложить подобрать товар и показать его прямо в мессенджере.

Новости компаний
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.