Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,24 USD 3,2421 -0,0122
  • 3,46 EUR 3,464 -0,0054
  • 3,5 100 RUB 3,4968 +0,0123
  • 10 CNY 4,451 -0,0265
Технологии «Про бизнес» 27 мая 2016

Переходить на новое ПО или «допиливать» старое: как еще бухгалтерии подготовиться к деноминации

Деноминация, которая начнется с 1 июля 2016, внесет изменения в системы бухучета всех белорусских компаниий. Мы уже рассматривали два способа, с помощью которых можно подготовить и адаптировать бухгалтерское ПО к деноминации. Вот продолжение материала, в котором рассказывается еще о нескольких вариантах. Рассказывает Сергей Синкевич, руководитель проектов по разработке и внедрению программного обеспечения на платформе 1С компании «СофтКлуб».

Фото с сайта smitsmitty.livejournal.comФото с сайта smitsmitty.livejournal.comФото с сайта smitsmitty.livejournal.com
Фото с сайта smitsmitty.livejournal.com

– Пока у компаний нет точных пояснений, как считать налоги и заполнять декларации после деноминации. Но уже сегодня можно говорить о наиболее возможных способах адаптации бухгалтерского ПО. В прошлом материале мы рассказывали о двух из них:

  • Продолжить вести учет в старых денежных единицах
  • «Провести» деноминацию начиная с 1 июля 2016

Вот еще несколько вариантов.

«Провести» деноминацию по состоянию на 1 января 2016

Вероятно, самый затратный сценарий. Объем необходимых доработок будет существенно зависеть от типа платформы и конфигурации, которыми пользуется компания.

Однозначно потребуется создание двух информационных баз и ведения параллельного учета в обеих.

Фото с сайта time.kz

Фото с сайта time.kz

Вот что нужно будет сделать еще:

1. Существенно доработать функционал нынешней учетной системы (собственными силами/силами привлеченных разработчиков или путем получения легальных обновлений от вендора при условии их существования).

2. Подготовить инфраструктуру для хранения данных (выделение сетевых ресурсов для развертывания двух актуальных учетных систем – сервера, СУБД и т.д.).

3. Провести процедуру деноминации в учетной системе.

Особенности:

Деноминация «производится» в ПО по состоянию на 2016 г. В зависимости от механизма, который предложит разработчик, может понадобиться провести дополнительную деноминацию по состоянию на 01.07.2016.

Деноминируются как остатки, так и обороты за первое полугодие (возможно, еще и реквизиты электронных документов и справочников).

Возможно, потребуется произвести расчет и отразить разницы, связанные с округлением – не только на момент проведения деноминации, но еще и по итогу первого полугодия. Например, если нужно будет сложить показатели, полученные после проведения деноминации.

Велика вероятность, что исказятся данные по оборотам за первое полугодие 2016.Использование метода облегчит доступ к данным первого полугодия, а также их совместное использование – с данными второго полугодия:

  • Во время подготовки годовых отчетов с нарастающим итогом
  • Для расчета некоторых показателей (больничные, отпуск, сверка взаиморасчетов и т.д.)

Потребность в этом напрямую зависит от используемой конфигурации и, возможно, будет востребована не в полном объеме. 

Какой может быть результат:

1. Первая информационная база остается без изменений и содержит данные по первому полугодию, в валюте образца 2000 года.

2. Вторая информационная база будет содержать суммовые показатели (либо только данные в бухгалтерских проводках, либо бухгалтерские данные и реквизиты документов и справочников), приведенные к валюте образца 2009. То есть эти показатели будут получены делением на 10 000.

Для отражения факта деноминации за установленный период, в учетной системе необходимо будет выполнить т.н. обработку по деноминации. Ее можно осуществить силами ИТ-специалистов компании/сторонних разработчиков. Либо получить в составе легальных обновлений от вендора – если такие будут разработаны.

Период проведения обработки выбирается самостоятельно. Он не обязательно должен совпадать с фактическим периодом проведения деноминации.

Кому подойдет этот способ? Компаниям, у которых в штате имеются квалифицированные ИT-специалисты (для планирования процедуры деноминации, ее проведения и оказания последующей поддержки). Кроме того, компании должны использовать лицензионное ПО.

Самостоятельная разработка потребует значительных человеческих ресурсов. Поиск пиратского обновления – затраты по времени. Все это несет для предприятия определенные риски.

В большей степени способ актуален для пользователей платформы «1С: Предприятие 8».Вероятность активного (широкого) использования данного подхода вендорами и партнерами 1С невелика. Однако исключать его не стоит.

Переход на новое ПО

Его по праву можно считать одним из самых оптимальных.

Фото с сайта bolsheprodag.ru

Фото с сайта bolsheprodag.ru

Этот сценарий, пожалуй, нельзя назвать самым бюджетным со всех точек зрения разработки и внедрения.

Проведение деноминации можно использовать как катализатор для замены устаревшего ПО (возможно, даже нелицензионного) – на новое лицензионное. В процессе внедрения вся НСИ (нормативно-справочная информация) предприятия будет перенесена в новую базу.

Также автоматически будут перенесены остатки в валюте образца 2009 г. (деноминация будет выполнена, что называется, «на лету», в процессе переноса данных).

Использование метода предоставит преимущества:

  • Компании получают официальное ПО и право в течение 3 месяцев получать бесплатные обновления (а этих обновлений после 1-го июля будет очень много) и консультации
  • Cкидку, иногда значительную, на коробку 1С:8
  • Квалифицированную помощь специалистов по запуску новой информационной системы. Это существенно минимизирует риски
Фото с сайта strefabiznesu.nowiny24.pl

Фото с сайта strefabiznesu.nowiny24.pl

Кому подойдет этот способ? Компаниям, у которых в штате нет квалифицированных ИT-специалистов. Бизнесам, которые используют типовые тиражные конфигурации с незначительными доработками (возможно, это ПО было нелицензионным) и которые планировали переход на более актуальное и/или лицензионное ПО.

Самостоятельное участие предприятия сводится к минимуму. В большей степени подход актуален для пользователей платформы «1С: Предприятие 7.7».

Вероятность активного (широкого) использования подхода вендорами и партнерами 1С достаточно велика.

Общие проблемы при деноминации бухгалтерского ПО

1. Используется типовая тиражная конфигурация, локализованная вендором для рынка Беларуси и модифицированная под конкретное предприятие (некоторые предприятия используют типовые тиражные конфигурации для рынка России. Официальных обновлений для таких случаев не предусмотрено).

В таком случае независимо от того, какое ПО используется – лицензионное или нет, потребуются дополнительные затраты на обновление. 

2. Если разделять информационную базу на две (при вариантах, когда проводится деноминация с 1 июля 2016 или с 1 января 2016), необходимо будет вести в течение определенного периода учет в двух системах. А это, в худшем случае, до конца первого квартала 2017 г.

Также нужно будет поддерживать целостность и актуальность НСИ и учетных данных.

Потребуется выделить дополнительные ресурсы для хранения данных (при больших объемах накопленных данных это может оказаться серьезной проблемой).

3. Риски: сколько выпусков обновлений для типовых тиражных конфигураций нужны, каковы условия их распространения и стоимость для конечного пользователя.

Вопрос достаточно актуальный и щепетильный. Большинство используемых на текущий момент конфигураций (в первую очередь это касается, конечно же, платформы «1С: Предприятие 7.7») официально сняты вендорами с технической поддержки. Да и само понятие «вендор» в некоторых случаях (это уже касается платформы «1С: Предприятие 8») размыто.

Правильнее всего при принятии решения и выборе вариантов, задействовать владельцев бизнеса, бухгалтеров и ИT-специалистов.

В идеале выбранная стратегия должна помочь:

  • Пережить период деноминации спокойно, без нарушения нормального ритма его работы
  • Не потерять накопленные за многие годы учетные данные
  • Формировать отчетность за «перекрестные» периоды до и после 1 июля с минимальным уровнем математической погрешности
  • Минимизировать время технологической паузы (полная остановка системы) при проведении деноминации.

Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах и событиях «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.