Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,27 USD 3,2663 +0,0023
  • 3,48 EUR 3,4803 +0,0006
  • 3,49 100 RUB 3,4903 -0,0004
  • 10 CNY 4,4983 +0,0083
Технологии «Про бизнес» 18 октября 2016

К 2020 бизнес-процессы «уйдут в облака» – как белорусским компаниям не отстать от тренда

Фото с сайта tjournal.ru
Фото с сайта tjournal.ru

В будущем системы финансового учета, сервисы для работы с клиентами и другие составляющие ИТ-инфраструктуры компании перейдут на использование облачных технологий. Готов ли к этому наш бизнес? На каком уровне находятся системы автоматизации бизнес-процессов белорусских предприятий? Об этом продолжает рассуждать Денис Игнатенко, заместитель генерального директора компании «Топ Софт» (белорусский офис корпорации «Галактика»).

— В прошлом материале мы начали рассказывать об этапах автоматизации, которые уже прошли либо проходят сейчас белорусские компании:

  • Начальный уровень. Большинство фирм прошли его в 1990-х. На этом этапе задачи по автоматизации решаются через создание систем первичного документооборота, бухгалтерии и логистики. С этого же уровня начинают сегодня работать бизнесы, которые только запускаются
  • Переход от «коробочной» версии — к «индивидуальному» ПО. Этот этап был характерен в 2000-х. После того, как компании наладили базовый учет, они отказались (или отказываются сейчас) от «коробочных версий». Происходит внедрение решений, адаптированных под собственные нужды предприятий. Речь идет о системах учета и управления основными бизнес-процессами.

Сейчас, в продолжение материала, мы расскажем о следующих двух этапах внедрения ИТ-систем.


Денис Игнатенко
Заместитель генерального директора компании «Топ-Софт» (белорусский офис корпорации «Галактика»)

2010-е и наши дни: автоматизация бюджетирования и бизнес-анализа

Последние 5−10 лет крупные компании, которые уже успешно автоматизировали свои отраслевые процессы, поняли: им надо вплотную заняться вопросами бюджетирования и бизнес-анализа.

Кроме того, в 2010-е на белорусский рынок пришли крупные западные игроки. Они «ускорили» тренд на автоматизацию бюджетирования и бизнес-анализа. Так постепенно, в этот процесс втягиваются (и по сегодняшний день) все больше компаний, которые доросли до западных стандартов ведения бизнеса. Они стремятся выстраивать эффективные модели бюджетирования, ежедневно контролировать финансовые потоки, ставить стратегические цели — и двигаться к ним шаг за шагом.

Больше других, пожалуй, преуспели в автоматизации компании банковской сферы. В белорусских банках не только высокий уровень автоматизации внутренних процессов и клиентских сервисов. Косвенно, они стимулируют к автоматизации промышленные предприятия, сферу ритейла. Ибо и банку, и организации, чтобы не остаться в убытке, приходится тщательно просчитывать условия рассрочки или кредита. Ведь только по ним готовы сегодня приобретать товары многие конечные покупатели.

Фото с сайта cherrypapa.com
Фото с сайта cherrypapa.com

С другой стороны, есть хронически отстающие сферы бизнеса.

Например, строительная отрасль никогда не демонстрировала большой тяги к ИT и желания сделать свой бизнес прозрачнее с помощью средств автоматизации управления.

Впрочем, проблема прозрачности материальных и финансовых потоков до сих пор не решена на многих предприятиях других отраслей и в ряде многопрофильных холдинговых структур. Можно только догадываться, почему.

В итоге, в начале «нулевых» предприятия стартовали примерно с одного уровня автоматизации отраслевых задач. Но сегодня находятся в разных точках «временной шкалы» внедрения систем автоматизации.

На практике отставание выглядит так: многие компании, которые раньше вручную составляли бюджеты и анализировали показатели работы в Excel, до сих пор это делают.

Но такая работа с цифрами требует в буквальном смысле «ручного» управления. Ведь, чтобы детализировать, пояснить, как появилась в «экселевской» таблице любая цифра, руководителю приходится обращаться за справкой к специалистам того или иного подразделения. А это — колоссальная потеря темпа.

Скриншот видеокадра с YouTube
Скриншот видеокадра с YouTube

Не менее важно, что человеческий глаз быстро «замыливается». Мы с вами просто не в состоянии вручную «вылавливать» закономерности в рядах цифр так, как это умеет делать специально настроенная компьютерная программа. Руководитель, который анализирует данные «с листа» — в любом случае замечает гораздо меньше вопросов, важных для успеха предприятия, чем ему может «подсказать» автоматизированная система.

Например, в отличие от специализированных инструментов бюджетирования и бизнес-анализа, Excel не укажет на узкие места в производственном процессе. Поэтому попытка сверстать «котловым методом» (калькуляция всех расходов предприятия, без распределения их по видам продукции, — Прим. «Про бизнес.») годовой бюджет, мягко говоря, всегда чревата непредвиденными рисками.

Парадокс еще и в том, что сегодня волю к внедрению необходимых ИТ-решений нередко проявляют предприятия, которые уже находятся в сложном финансовом положении и вынуждены экономить.

Они с немалыми усилиями аккумулируют ресурсы, чтобы закрыть самые «горячие» информационные проблемы (например, в управлении себестоимостью продукции, ремонтом оборудования, расходом сырья и др.) — и продвинуть свой бизнес на шаг вперед.

А вот компании-лидеры и просто благополучные предприятия на многих рынках часто живут сегодняшним днем. Пока есть деньги и уровень рентабельности не вызывает беспокойства — они не задумываются о поиске «узких мест». Тем временем накапливается проблемный потенциал, в т.ч. из-за нехватки у руководства компании аналитических данных. Когда же компанию начинает штормить — директор понимает, что время на оптимизацию бизнеса было упущено. Да и денег уже нет…

Что делать компаниям, которые хотят автоматизировать систему финансового учета? К сожалению, одного стремления, даже искреннего, мало.

Если предыдущий этап автоматизации не был завершен — «перепрыгнуть» через него будет крайне проблематично. Ведь системы бюджетирования и бизнес-анализа «питаются» цифрами, которые «поставляет» система учета основных видов деятельности компании. А с этим, как мы писали в Части 1, у многих остались проблемы.

Фото с сайта gs.by
Фото с сайта gs.by

Что будет после 2016

До конца десятилетия список задач, требующих автоматизации, изменится мало. Зато на первый план выйдет удобство и скорость доступа к информации всех участников бизнес-процесса.

Первый тренд: все больше компаний планируют перенос информации из своих локальных сетей в «облака». Это означает, что бизнес начинает доверять подобным решениям с точки зрения безопасности данных.

Второй тренд, связанный с первым: компании все активнее создают удаленные сервисы для своих заказчиков:

  • Удаленное оформление заказов
  • Дистанционное сервисное обслуживание
  • Взаимодействие в электронном виде (электронный документооборот)

Важно, что в этом процессе стало участвовать государство. Так, летом нынешнего года в стране начался переход на использование электронных счетов-фактур. Министерство по налогам и сборам с помощью веб-технологий начало собирать фискальные документы в режиме онлайн. Хотя многие увидели в этом исключительно выгоду государства.

Да, никто не отрицает, что пока что в работе сервиса встречаются технические трудности. Но бизнес получает сразу несколько преимуществ:

  • Снижается риск ошибок и штрафов за неправильно оформленные документы
  • Повышается безопасность сделок: уже на этапе обработки документов вы будете знать, насколько надежен ваш партнер
  • Новая система — хороший механизм контроля взаимоотношений между поставщиками и заказчиками. Пока предприятие не автоматизировано — оно не имеет оперативного контроля не только над внутренними, но и над внешними процессами. Это означает, что другие предприятия могут пользоваться его деньгами как своими, задерживая платежи.
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.