Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Технологии «Про бизнес» 2 февраля 2017

Впервые частный белорусский капитал инвестирует в космос — Виктор Прокопеня рассказал нам подробности о проекте Astro Digital

Фото из личного архива Виктора Прокопени.
Фото из личного архива Виктора Прокопени.

Вчера стало известно название первого проекта, финансируемого из тех $ 100+ млн инвестиций, о которых в декабре 2016 объявили Виктор Прокопеня, доктор экономических наук Swiss Business School, основатель VP Capital, и инвестфонд Larnabel Enterprises, основанный семьей российского миллиардера Михаила Гуцериева. Данные о суммах инвестиций официально не разглашаются, но, по нашей информации, речь может идти о десятках и даже сотнях миллионах долларов.

«Про бизнес.» пообщался с Виктором и узнал подробности о проекте — компании Astro Digital, запускающей в космос собственные спутники для съемки Земли.

По словам собеседника, Astro Digital — уникальная инновационная команда, которая разрабатывает и спутники, и систему мониторинга земной поверхности в режиме реального времени.

Компания основана в 2015 году, а команда состоит из инженеров, аналитиков, программистов, которые разработали систему сбора, обработки и доставки из космоса изображений Земли в высоком разрешении.

Спутники Astro Digital позволяют получать данные в динамике, т.к. фотографируют Землю ежедневно (это отличает проект от имеющихся рыночных аналогов).

Фото со страницы Astro Digital в Facebook
Фото со страницы Astro Digital в Facebook

Космические возможности Astro Digital

В 2015 году российско-американский стартап Astro Digital, созданный в т.ч. выходцами из «Сколково», вошел в четверку лучших проектов крупнейшего международного форума для технологичных стартапов – Slush в Хельсинки.

Проект представляла Екатерина Котенко-Ленгольд как сооснователь и вице-президент по развитию бизнеса Astro Digital, выпускница Сколтеха (Сколковского института науки и технологий) и ОтУС (Открытого университета Сколково).

Питч Astro Digital. Фото Sk.ru
Питч Astro Digital. Фото Sk.ru

В 2015 году на Slush приехало 15 тыс. участников: 1700 стартапов и 800 представителей венчурных фондов из 100 стран. Приз победителю в тот год составлял € 650 тыс.

Фото с сайта rb.ru
Награждение команды Astro Digital. Фото с сайта rb.ru

Но уже тогда запросы проекта значительно превышали возможности организаторов Slush — команде требовалось $ 25 млн на разработку программной платформы для доступа к спутниковым данным и создания спутниковой группировки для ежедневного мониторинга земной поверхности.

Дело в том, что масса полезной информации о земной поверхности в виде снимков со спутников находится по разным источникам, и поиск нужных данных нередко требует немало средств и усилий.

Astro Digital базируется в аэрокосмическом исследовательском центре NASA Ames в Калифорнии. Компания разработала ПО, которое упрощает съемку, обработку и поиск изображений Земли. Группировка спутников также позволит получать очень четкие изображения из космоса каждый день.

Идея проекта Astro Digital заключалась в создании платформы, чтобы:

  • Интегрировать данные с различных спутников
  • Создать систему автоматической обработки снимков
  • Сделать единую точку доступа через API (Application Programming Interface) — интерфейса для создания приложений на базе спутниковых данных

Это давало возможность каждому разработчику на основании обработки спутниковых данных создавать сервисы, которые помогут бизнесу, например:

  • Отслеживать ситуацию на сельхозугодьях
  • Наладить систему востребованности платной парковки
  • Контролировать развитие городов (незаконные постройки, ход строительства и развития городских площадей)
  • Мониторить контейнерные перевозки в портах
  • Мониторить места чрезвычайных ситуаций (пожаров, наводнений)
  • Оптимизировать логистическую схему т.д.

К примеру, фотоснимки спутников компании позволяют обнаружить здания, которых нет на картах — на снимке ниже они отмечены красным цветом.

Фото с сайта medium.com
Красным цветом отмечены здания, которых не было на карте. Фото с сайта medium.com

Виктор Прокопеня видит в технологии большой потенциал: «С помощью платформы службы безопасности могут узнавать об обстановке на определенной территории, лесные хозяйства — выявлять места пожаров, частный бизнес — использовать эти данные для анализа. Фермеры могут наблюдать за своими землями более эффективно. К примеру, технология помогает видеть, сколько азота в почве, где и что лучше растет — и заселять поля соответствующими культурами. По сути, это дигитализирует профессию агронома».

Искусственный интеллект, обучаемый на информации со спутника, будет иметь огромное количество данных и учитывать погоду, циклы, состояние почвы и т.д. Он подскажет, как, что и где лучше выращивать.

В будущем исторические данные о сельскохозяйственных землях помогут разработать продвинутые рекомендации для фермеров, а платформа станет частью системы «умного земледелия». К слову, искусственный интеллект все больше проникает в агротему и часть внимания Astro Digital будет направлено на сканирование сельхозугодий.

Фото с сайта static.globalnoticias.pt
Фото с сайта static.globalnoticias.pt

Еще один настоящий прорыв Astro Digital — это изображения поверхности Земли высокой четкости. Что представляет собой уникальная камера Astro Digital, с помощью которой получаются снимки со спутников? Это три датчика по 71 мегапикселю, которые позволяют делать снимки разрешением 210 мегапикселей (1 мегапиксель = 1 млн пикселей). Для сравнения, профессиональная камера EOS 5D Mark IV от Canon имеет разрешение в диапазоне 30,4 мегапикселя, а iPhone 7 — 12 мегапиксельную камеру.

Фото с сайта medium.com
Так выглядят датчики в камере Astro Digital. Фото с сайта medium.com

Камера настроена для захвата изображения сверх того, что видит глаз. Один пиксель изображения равен 2,5 м на земле. Одно изображение может охватывать 450 км2. А скорость передачи данных в 1 гигабит в секунду в 10 раз выше промышленного стандарта.

Фото с сайта astrodigital.com
Фото с сайта astrodigital.com

Что могут коммерческие спутники

Виктор Прокопеня уверен, что та электроника, которая используется Astro Digital, достаточно надежна. К тому же, малые коммерческие спутники теперь способны обеспечить ранее недоступную частоту обновлений для масштабов всей поверхности Земли.

Фото со страницы Astro Digital в Facebook
Работа над спутником. Фото со страницы Astro Digital в Facebook

И если раньше спутники были огромными, что делало их производство и запуск очень дорогими, то сейчас это — небольшие аппараты.

Так выглядит спутник Astro Digital: его вес всего 10 кг, а размер — с обувную коробку. Фото с сайта astrodigital.com
Фото с сайта astrodigital.com

В 2017 году компания планирует вывести на околоземную орбиту 9 спутников: 7 — с космодрома Байконур в Казахстане, по одному — с космодромов Ванденберг в Калифорнии, США, и им. Сатиша Дхавана в Индии. Это расширит зону покрытия и увеличит частоту мультиспектральной космической съемки, чтобы отслеживать ежедневные изменения на большей части поверхности планеты.

В Калифорнии Astro Digital запустит свой спутник на ракете SpaceX — компании Илона Маска, которая разрабатывает ракеты для космических пассажирских перевозок.

Спутники будут находиться на орбите 600−650 км над Землей. Одни из них будут делать снимки каждый день при разрешении 1 пиксель на каждые 22 м2 Земли и следить за изменениями в целом, другие — захватывать изображения с разрешением в 9 раз выше каждые 3−4 дня и смотреть, что и каким образом меняется.

Часть снимков Astro Digital будет посылать на Землю для обработки, часть — планирует начать обрабатывать еще на спутниках, чтобы снизить затраты на передачу необработанных данных. Изображения также будут проходить фильтрацию (к примеру, те, на которых есть облака).

Здесь можно посмотреть небольшой ролик о работе команды.

Фото с сайта astrodigital.com
Фото с сайта astrodigital.com

Почему выгодно инвестировать в космос

Первые «глаза в небе», которые стали следить за поверхностью земли из космоса, появились в 1973 году благодаря программе Landsat NASA. Сегодня в рамках программы два спутника на орбите каждые 16 дней делают снимки всей поверхности Земли. Разрешение изображений получается достаточно высоким — можно увидеть главные дороги, но вот дома в деталях рассмотреть сложно.

К тому же, если касаться агротемы, для многих фермеров, желающих знать больше информации о своих угодьях, существующих спутников недостаточно. Не устраивает их и частота снимков каждые 16 дней — слишком редко.

В 2011 и 2012 годах фокус в исследованиях NASA поменялся с изучения Солнечной системы и развития пилотируемой космонавтики на исследования Земли и коммерческое освоение космоса. Но политика Дональда Трампа, нового президента США, может сместить акценты: с изучения Земли и коммерческого освоения космоса – снова на изучение Солнечной системы и развитие пилотируемой космонавтики.

Фото с сайта www.forumdaily.com
Фото с сайта www.forumdaily.com

По мнению Роберта Уокера (Robert Walker), советника Трампа по космической политике, постепенно освоение низкой земной орбиты и все формы активности в околоземном космосе будут передаваться частным компаниям — администрация Трампа даже рассмотрит возможность передачи МКС в частные руки после того, как закончатся текущие сроки финансирования миссии.

К тому же, в качестве средства мониторинга земель и культур коммерческие спутники становятся конкурентом для беспилотников, причем достаточно сильным. Вместо того, чтобы иметь несколько дронов для просмотра одного участка из воздуха, достаточно посмотреть снимки высокого качества со спутников и получить анализ данных от искусственного интеллекта.

Этот шаг показывает, что финансирование частными компаниями проектов, связанных с коммерческим освоением космоса становится актуальным.

Небольшие коммерческие спутники скоро станут источником информации, широко распространенным. И вместо того, чтобы покупать изображения поверхности Земли из космоса (как это происходит сейчас), скоро можно будет на них еще и подписаться.

Дым от грящей свалки мусора в Мумбае, Индия. Снимок сделан 28 января 2017 с помощью спутника компании. Фото с сайта medium.com
Дым от горящей свалки мусора в Мумбае, Индия. Снимок сделан 28 января 2017 с помощью спутника компании. Фото с сайта medium.com

Очевидно, частные компании более мобильны и эффективны в проникновении на рынок, поскольку более чутко следуют за потребностями клиентов.

Комментарий инвестора


Виктор Прокопеня Основатель инвестиционной компании в сфере высоких технологий VP Capital
Виктор Прокопеня
Основатель инвестиционной компании в сфере высоких технологий VP Capital

— Я вижу в этом проекте огромные возможности для компаний. Используя данные Astro Digital и алгоритмы на искусственном интеллекте, они могут получить эффективный инструмент для управления природными, городскими и промышленными территориями.

И такие данные скоро будут доступны для покупки в т.ч. и белорусским компаниям — после вывода спутников в космос. Это может случиться уже к концу 2017.

Компания будет продавать не только свои данные для анализа, но и перепродавать данные других компаний — платформа Astro digital выступит агрегатором спутниковой информации.

Технологии компьютерного зрения, успешное применение которых уже есть, позволяют анализировать, делать прогнозы и формировать тренды. Алгоритмы искусственного интеллекта — это commodity, активно продаваемый товар.

Самое главное — это доступ к данным, а данные сегодня — это новая нефть. Наличие такой уникальной постоянно обновляющейся базы фотографий Земли может привести к таким же совершенно уникальным и интересным результатам.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.