Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Рынок труда «Про бизнес» 13 июня 2017

«Создание счастья» — новый тренд в бизнесе. Почему эмоциональный интеллект сотрудников важнее IQ

Фото с сайта blogspot.com
Фото с сайта blogspot.com

Если раньше при приеме на работу кандидатов тестировали на IQ, то сегодня работодатели все чаще проверяют их EQ — эмоциональный интеллект. Что это такое, почему это важно и какому кандидату отдают предпочтение при приеме на работу: с высоким IQ или EQ — мы решили узнать у Натальи Искорцевой, директора по персоналу .

— Вы заметили, что тема IQ, бывшая еще недавно относительно популярной, сегодня звучит все реже?


Наталья Искорцева, директор по персоналу
Наталья Искорцева
Директор по персоналу

О том, что такое эмоциональный интеллект

Помню, как сама тестировала кандидатов на этот самый IQ, но в последнее время меня, как нанимателя, больше интересует EQ сотрудников. Потому что именно благодаря ему  можно :

  • Завоевать то самое доверие и выстроить те самые отношения с сотрудниками, о которых мечтают наниматели
  • Построить (а не сформировать) продуктивные и устойчивые команды
  • Повысить лояльность работников
  • Выстроить свою управленческую карьеру, в конце концов

IQ развивается в детстве и юности, а потом остается стабильным чаще всего до старости. А вот EQ можно развивать до конца жизни.

Давайте разберемся, что такое EQ — эмоциональный интеллект. Переписывать википедию не буду, так как понятие не новое, и на эту тему уже написано много. Мне ближе определение эмоционального интеллекта, которое дали Стивен Стайн и Говард Бук:

Они определили это как способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным.

Я бы еще добавила, что развитие EQ начинается с понимания себя, своих эмоций и реакций, целей и ценностей. И своего личностного роста.

Фото с сайта mindfulnesstherapy.ru
Фото с сайта mindfulnesstherapy.ru

О ценностях и их роли в развитии EQ

Вот буквально в прошедшую субботу, сделав выбор в пользу саморазвития и придя на конференцию Agile Kitchen, порадовалась симуляции из Management 3.0, где в спонтанно созданной «команде» из незнакомых людей обсуждали иерархию личных ценностей, находили общее и смотрели, как ценность ценности (простите за тавтологию) меняется в зависимости от внешних условий, в которых оказывается человек.

Почему порадовалась? Во-первых, я HR, и это мне близко и понятно. Во-вторых, потому что для людей, которые не имеют к сфере HR никакого отношения, оказалось важным и интересным исследовать свои ценности и увидеть, что за одними и теми же словами стоят разные смыслы у разных людей — и от этого меняется их важность.

Еще порадовалась тому, как много внимания сегодня уделяется лидерским качествам и принципам.

К примеру, в компании Amazon решения по людям (увольнения/перемещения) происходят не на уровне требований по компетенциям, а по соответствию этим самым лидерским принципам.

Среди этих принципов есть «Learn and be curious» (развивайся и будь любопытным) и «earn trust» (заработай доверие). Как говорит Стивен Кови, можно купить рабочие руки, но нельзя купить сердца, а ведь именно в них — любовь и лояльность.

Стивен Кови. Фото с сайта flylanguage.com
Стивен Кови. Фото с сайта flylanguage.com

В мае в Беларуси проходило любопытное мероприятие — карьерный форум и мини-конференция в стиле TEDx для белорусских выпускников европейских магистратур по программам ESSYB и OSSB. На этой конференции выступали некоторые из выпускников программ, ребята 25−30 лет, имеющие некоторый опыт работы (в Беларуси и в странах ЕС). Лейтмотивом у них проходил личный интерес и личные ценности — в выборе профессии, места работы, хобби и т.п.

И деньги, и карьера для них уже менее важны, чем призвание, отношения и верность своим интересам и принципам. Понимаете, о чем это? О том, что EQ — это самопонимание. И очевидно, что подсознательно они и требования соответствующие предъявляют к работодателям.

И это ни разу не о будущем: по исследованию MIT Deloitte Research 2015 года миленниалы (поколение Y, родившееся после 1983 года) составляют уже более половины рабочей силы. То есть это уже не про будущее, к которому надо готовиться, а наступившее настоящее.

Работодатель, чтобы привлекать и удерживать этих, уже более осознанно заботящихся о своем интересе людей, должен как минимум понимать их, а как максимум — двигаться быстрее них, предвосхищая (а местами и создавая) реальность.

Фото с сайта ponedelnikmag.com
Фото с сайта ponedelnikmag.com

О счастье как тенденции бизнес-реальности

Еще одна тенденция современной бизнес-реальности — это внимание к тому, что можно назвать условно счастьем:

  • Все больше компаний измеряют уровень удовлетворенности и вовлеченности своих сотрудников
  • Появляются и популяризируются книги типа «Создавая счастье», «Спотыкаясь о счастье», «Преимущества счастья», «Искусство продуктивности без стресса», «Раскрытие личного потенциала» и т.п.
  • Компании заказывают внутренние тренинги по бесконфликтной коммуникации, стресс-менеджменту, повышению личной эффективности
  • И много разговоров ведется о балансе личной жизни и работы

Приведу пример. Шведская компания Tenant & Partner перестала обучать своих руководителей классическому менеджменту, заменив это на обязательную «прокачку» всех сотрудников в личной эффективности и эмоциональному интеллекту.

Более того, компания ввела на организационном уровне ежедневные медитации (будь то пятиминутное молчание после включения компьютера или групповая дыхательная медитация в обед).

Собственник увидел, что расслабленное состояние не ведет к расслабленным решениям, а наоборот — принимаются эффективные решения. В то время как в состоянии постоянного стресса решения бывают не самые лучшие.

На протяжении последних 10 лет эта компания стабильно получает статус «Great Place to work» — «Отличное место для работы». Люди любят и хотят, чтобы о них заботились. И это возможно только тогда, когда компания может понять, что им надо. А для этого IQ недостаточно.

 
Ф офисе компании Tenant & Partner. Фото с сайта slidesharecdn.com
В офисе компании Tenant & Partner. Фото с сайта slidesharecdn.com

Чарльз Свиндолл, писатель, сказал: «Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую». Эти реакции проявляются в эмоциях и в поведении. И правильно «считать» их — это уже половина успеха. Если еще правильно донести эти мысли до высшего руководства, чтобы оно принимало правильные решения — то и сделать сотрудников счастливыми будет не сложно.

Счастливые сотрудники — залог успеха бизнеса. Потому что они делятся своими эмоциями не только с теми коллегами, что рядом, но и с клиентами, и партнерами.

Эмоции считываются подсознательно за доли секунды (как бы старательно вы их ни прятали за социально приемлемыми масками), и они невероятно заразительны.

Родислав Гондопас во время вебинара "Эмоциональный интеллект начинает и выигрывает". Фото с сайта blog.radislavgandapas.com
Радислав Гандапас во время вебинара «Эмоциональный интеллект начинает и выигрывает». Фото с сайта blog.radislavgandapas.com

И это еще одна важная причина не игнорировать эмоциональное состояние (свое, команды, компании), а научиться им управлять, сделав себя, свое окружение, свою компанию более эффективными.

Несколько «рецептов» от успешных иностранных компаний.

Компания SEI Investments, США (активы $ 529 млрд, в штате около 2600 человек) при наборе выпускников ведущих вузов делает упор на своем отличии от других компаний с Уолл-стрит:

«Название должности — не имеет значения. Название команды — любое. Вы, как кандидат, не услышите о конкретной вакансии, которую мы хотим заполнить. Вы не познакомитесь со своим будущим руководителем, и вам не расскажут об ожидающем вас карьерном росте… Это может показаться странным… Но посмотрите на это с нашей точки зрения: если бы вы знали в сентябре, на какую должность придете работать в августе следующего года, насколько важной для вас была бы эта должность?»

Действительно, в нашем стремительно меняющемся мире весь вопрос в том, как сделать так, чтобы кандидаты хотели работать в конкретной компании, а не на конкретной должности. То есть, выходим за рамки компетенций на более высокий уровень.

Фото с сайта smanastasia.ru
Фото с сайта smanastasia.ru

Еще один рецепт — от Дениса ди Флорио, президента Commerce Bank, США (на рынке с 1865 года, активы на 2012 составляли $ 22,2 млрд, в штате 4708 сотрудников в 362 офисах, по оценке Forbes в 2013 признан лучшим банком Америки):

«Когда вы проходите ориентацию в других банках, это выглядит так: 8 часов политики и процедур и 8 часов о том, как добиться своего увольнения. Наша программа состоит из 8 часов культуры, культуры и культуры — и еще немного культуры после окончания. Речь об улыбках и рукопожатиях. О приветствии клиентов. Мы хотим сказать, что нужно задействовать голову, сердце и интуицию. Голова — потому что нужно так думать. Сердце — потому что нужно в это верить. Интуиция — потому что нужно так вести себя 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Нужно улыбаться во сне.»

В заключение хочется отметить, что если компании не управляются по принципу приказа сверху, и даже не по принципу MBO (управления по целям, когда степень выполнения заранее поставленной цели отражается на зарплате), тогда особенно важна становится та самая эмоциональная компетентность менеджеров, тимлидов, руководителей. Тот самый EQ — эмоциональный интеллект.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.